Путь к выбору идеального монитора непрост для большинства энтузиастов. Собственно как нет и единства в решениях, которые могли бы устроить каждого. Для одного пользователя важнее частота обновления экрана, для другого — размер, третьему подавай ко всему отличную цветопередачу. Но, к сожалению, всего и сразу получить не выйдет, особенно, оставаясь в пределах разумного бюджета.

Давайте разбираться, для кого же существует монитор TUF Gaming VG289Q производства ASUS, устроит ли его набор характеристик каждого и чего в нём не хватает.

Характеристики

Модель ASUS TUF Gaming VG289Q
Страница продукта TUF Gaming VG289Q
Диагональ 28″
Соотношение сторон 16:9
Разрешение экрана 3840x2160
Тип матрицы IPS
Покрытие матрицы Полуматовое
Тип подсветки W-LED
Время отклика, мс 5 (GtG)
Частота вертикальной развёртки, Гц 60 (FreeSync/Adaptive-Sync)
Максимальная яркость, кд/м² 350
Статическая контрастность 1000:1
Количество отображаемых цветов, млрд 1,07
Максимальные углы обзора 178/178
Видеовходы 1x DisplayPort 1.2, HDMI 2.0 x2
Дополнительные интерфесы Headphone-out jack
Возможность регулировки экрана Угол наклона, изменение высоты, поворот, разворот
Крепление VESA, мм 100х100
Размеры (с учетом подставки), мм 639,5 x 405,2–555,2 x 233,4
Масса (с учетом подставки), кг 7,6
Стоимость 10999 грн

Из интересных особенностей — это заявленный производителем 100% охват цветового пространства sRGB, HDR10 и всё это в 4К и достойном размере 28 дюймов, что обеспечивает очень высокий показатель PPI, а именно 157,35 пикселей на дюйм.

Комплект поставки

Коробка вполне соответствует позиционированию серии TUF, на ней производитель не экономил. Вы можете быть уверены, что получите монитор в целости. Никакого слишком яркого оформления, всё сдержанно, правда, не слишком информативно.

В комплекте поставки находим всё необходимое:

  • кабель питания;
  • кабель displayport;
  • кабель HDMI;
  • крепежные элементы для установки ножки или крепления VESA;
  • печатные материалы.

Отдельное спасибо за то, что комплектные кабеля имеют длину 1,5м. Лично для меня — это как раз впритык, чтобы дотянуться до ПК.

Внешний вид и эргономика

Дизайн VG289Q такой же, как и у собратьев из линейки TUF: достаточно строгая внешность, которую дополняет красное кольцо вокруг ножки.

Иногда производители в погоне за оригинальностью дизайна пытаются придать подставке необычную конфигурацию, что не всегда позитивно сказывается на устойчивости и удобстве конструкции. Но в этом случае всё отлично, монитор твёрдо стоит на столе и все наклоны выдерживает без раскачки.

Как всегда, на выключенном устройстве создается впечатление отсутствия рамок, но на самом деле, ширина верхней и боковых рамок вместе с окантовкой составляет около 10 мм.

Нижняя грань покрыта пластиком полностью, толщина рамки составляет 15 мм и практически незаметный 1 мм окантовки.

Дизайн тыльной стороны — это, по сути, единственный простор для творчества в мониторах. Но на обзоре представитель линейки TUF, а не ROG, потому здесь всё достаточно сдержанно и аккуратно. Немного техно-рельефов и логотип линейки на ножке, которая полностью обшита пластиком. Монитор поставляется в полусобранном виде — необходимо только прикрепить подставку одним болтом.

Очень порадовали особенности эргономики. Все манипуляции производятся достаточно легко, при этом фиксация в необходимых положениях чёткая и не подразумевает лишней раскачки.

Наклон регулируется в диапазоне от –5° до +20°, а высота изменяется от 0 до 150 мм.

Монитор достаточно легко переводится в портретный режим, но учитывая немаленький размер, для поворота на 90°, его нужно сначала наклонить от себя.

В целом же за несколько недель пользования монитором ASUS TUF VG289Q, учитывая, что мне часто приходится менять позицию экрана, я не испытал ни малейших проблем с регулировками.

Набор видео входов стандартен. Производитель остановился на одном Display Port 1.2 и двух HDMI 2.0. Также, в наличии 3,5-мм mini-jack для наушников. Никаких изысков в виде USB-хаба, например, не предусмотрено, а жаль. Всё-таки, речь идёт не о бюджетном устройстве.

Зато в наличии есть пара динамиков, но поверьте, большего, чем какой-нибудь подкаст на фоне они не потянут.

Органы управления и меню

Набор кнопок и джойстик размещены справа на тыльной стороне устройства. Я бы назвал излишним присутствие двух кнопок быстрого доступа, ведь все необходимые горячие функции можно было оставить на джойстике. Но так как производитель выделяет эти функции, как особенность своего продукта, то не поскупился на отдельные органы управления для них. Кнопка включения находится внизу, сверху джойстик, а между ними кнопки возврата/выхода, а также отвечающие за функции GameVisual и GamePlus.

Светодиод активности установлен на нижней грани монитора. В спящем режиме он светится оранжевым, а в активном — белым. Яркость абсолютно ненавязчивая, подобрана очень удачно для того, чтобы не отвлекать ночью.

Собственно, вот так выглядит общая панель быстрого доступа, где понятно размещение функций органов управления:

GameVisual — это, по сути, быстрый доступ к пресетам.

Ну и, конечно же, какой современный монитор без overlay-прицелов? Кроме них, в разделе GamePlus доступен таймер, счётчик FPS и линейка для выравнивания нескольких мониторов.

Основное меню позволяет выбрать любой из пресетов, настроить их по своему усмотрению.

Специальная закладка выделена производителем для функции компенсации синего цвета.

Настройки отображения цветов, яркости и контрастности, цветовой температуры вынесены в следующую вкладку.

Следующим в меню идёт управление специальными функциями, среди которых: Trace Free, отвечающая за разгон матрицы, Vivid Pixel, которая должна делать смазанное изображение резче, Shadow Boost — осветление темных участков в играх, а также другие. Сразу отмечу, что функцией Vivid Pixel на 4К-мониторе с таким высоким PPI лучше не пользоваться — особо улучшать нечего, а вот input lag может существенно вырасти.

Системные настройки содержат в себе набор стандартных элементов вроде времени отображение OSD-меню, громкости и прочих.

И в отдельном разделе расположились «горячие клавиши», с помощью которых на быстрый доступ через наклон джойстика можно повесить большинство необходимых функций.

Методика тестирования

Тестирование и дальнейшая калибровка монитора проводились с помощью калибратора X-Rite i1Display Pro. Монитор подключался к графическому ускорителю ASUS GeForce RTX3070 Dual (стандартные настройки видеодрайвера) посредством кабеля DisplayPort и функционировал с частотой обновления экрана, равной 60 Гц. Все тесты осуществлялись в среде операционной системы Windows 10. Настройки монитора были сброшены до заводских значений. В список программного обеспечения вошли следующие утилиты:

  • i1Profiler;
  • Argyll + оболочка dispcalGUI;
  • HCFR Colormeter;
  • basICColor display 5;
  • UFO Motion Tests.

Результаты тестирования

В мониторе ASUS VG289Q использована 10-битная матрица Innolux M280DCA-E3B с WLED-подсветкой.

Название профиля User Scenery Racing Movie RTS/RPG FPS sRGB MOBA
Яркость белого, кд/м² 321 352,9 321,7 264,5 320,7 320,5 146,9 321,1
Яркость черного, кд/м² 0,29 0,30 0,29 0,28 0,48 0,74 0,28 0,29
Коэффициент контрастности, х:1 1085 1154 1092 934 668 432 544 1090
Цветовая температура, K 6674 6717 6645 8249 6652 6653 5834 6666
Average ΔE*94 2,56 5,98 2,58 3,95 4,2 3,23 3,16 16,92
Maximum ΔE*94 3,48 21,73 8,77 10,73 15,18 12,05 8,68 53,17

Думаю, что цифры говорят сами за себя (и, поверьте, личные впечатления не отстают) — пользоваться подавляющим большинством предустановленных режимов невозможно. Самым нейтральным и удобоваримым является «Пользовательский» (он же User), в нем, разве что, задрана яркость. Но необходимо учитывать, что при уменьшении её уровня поползет и цветовой баланс. Все дальнейшие замеры проводились в режиме User, как сам удачном варианте «из коробки».

Защитное покрытие и кристаллический эффект

Матрица имеет антибликовое покрытие, потому отражения гасятся очень хорошо. Кристаллический эффект не замечен при использовании.

Максимальная яркость и стабильность контраста

Уровень яркости регулируется от 38 до 354 нит, что позволит настроить монитор под любой вариант использования. Но, естественно при максимальной яркости в 350 нит говорить об отличном HDR-опыте, даже несмотря на 10 бит, не приходится.

А вот уровень контраста порадовал на всех настройках яркости.

Цветовой охват, точность цветопередачи и стабильность цветовой температуры (пресет User), калибровка

Охват ASUS TUF VG289Q в пространстве sRGB составил 116,2%, в AdobeRGB — 80,1%. Это очень неплохие показатели для игрового монитора в некалиброванном состоянии. Также производителем заявлено 90% пространства DCI-P3, что необходимо для HDR сертификации.

Цветовая температура близка к идеальным показателям и очень стабильна.

Гамма-кривые указывают все на ту же небольшую перенасыщенность красного и зеленого.

Заводской профиль User, хоть и явно выигрывает в сравнении с другими пресетами, но всё же не показывает идеальных значений точки белого. Максимальное отклонение составило 5,48 единиц, а среднее значение — 2,08 при рекомендованных значениях меньше 3 и 1 соответственно. Не лучшие показатели, но и далеко не худшие.

Калибровка позволила довести уровень охвата sRGB до 121,4%, а AdobeRGB — до 83,7%, характер цветового охвата остался тем же, но по гамма-кривым видно что, изображение стало ближе к референсным значениям.

Показатели отклонения точки белого составили 1,31 в качестве максимума и 0,4 — для среднего значения. Вывод, как всегда, прост — не поленитесь откалибровать монитор и сможете получить хорошие показатели даже на далеких от про-ориентированности моделях.

Равномерность подсветки

Как видим, разброс в яркости не так велик между зонами и плавает в районе 6–7%, а вот отклонения точки белого не так радужны. Правда, после калибровки её колебания приходят в норму.

Налицо преимущества IPS-матрицы. Под любыми углами обзора у изображения не появляется паразитных оттенков, а насыщенность и яркость начинают пропадать только при сильном отклонении.

Два варианта экспозиции для чёткой демонстрации утечек подсветки. Но необходимо отметить, что даже более тёмный вариант всё равно немного переэкспонирован и в реальности засветы заметны только на полностью черном экране.

Ну а это уже супер-экспонированная версия для демонстрации возможных зон с glow-эффектом. В реальности существенного окрашивания чёрного не замечено.

Скорость матрицы

Производителем заявлена скорость матрицы 5 мс в режиме GtG, что, естественно, не очень быстро.

Встроенный разгон, он же Trace Free позволяет уменьшить скорость реакции матрицы, но обычно ценой появления артефактов. Уровень 40 является приемлемым компромиссом, между ускорением реакции и отсутствием дополнительных артефактов в виде «гостинга» и корон.

А вот разгоняться вручную через драйвер ASUS TUF VG289Q отказывается наотрез. Причём, даже небольшие увеличения «герцовки» сразу же обваливают настройки в дефолт, ни о каком тестировании и поиске появившихся артефактов не может быть и речи. 65 Гц стали неподъёмной цифрой, 75 и выше — даже не пробуйте. И вряд ли ситуация существенно изменится с более удачным экземпляром.

Ощущения от использования и выводы

Сразу нужно отметить, что ASUS TUF Gaming VG289Q — это вариант не для каждого. Безусловно, кому бы не хотелось владеть 4К-монитором? Но в текущих условиях, когда с видеокартами на рынке наблюдаются колоссальные проблемы, сложно реализовать возможности этого устройства. И это не умный телевизор с процессором, отвечающим за качественный апскейл, тут радости Full HD, растянутого до 4К, будут заметны невооруженным глазом.

Но если железо позволяет, то вперёд — в этом мониторе всё хорошо за его деньги и он точно найдёт своего покупателя. Достаточно неплохая цветопередача, которую можно откорректировать после калибровки, высокое разрешение, отличная эргономика. И уж точно, ASUS TUF Gaming VG289Q не оставит равнодушными перфекционистов, желающих получить максимальный PPI в повседневной работе, ведь сочетание 28 дюймов и разрешения 3840x2160 дарят идеальную плотность пикселей.