Тюнинг клавиатур. Часть 1: теория

Этот текст назревал давно. На механические клавиатуры переходят все больше пользователей и все чаще производители предлагают модели, которые позволяют полноценно кастомизировать устройство по всем канонам энтузиастов. В случае ASUS ROG Azoth или Razer Blackwidow V4 75%, всю эту магическую функциональность можно неожиданно получить, просто купив «геймерскую клавиатуру». И вроде бы все хорошо, ведь владельцу такого продукта теперь открыт доступ к гигантскому рынку тюнинга клавиатур — вот только сообщество клавиатурных энтузиастов наработало множество полезных материалов, кроме собственно описания пути перехода с «геймерского» уровня на «кастомный», потому что до последнего времени просто не было достойных решений мейнстримных брендов, с которыми этот путь можно было бы преодолеть. С другой стороны, часть читателей, возможно, уже видела необычные кастомные клавиатуры, но еще не знает, как в первый раз перейти к практике.

Есть одна новость, одновременно хорошая и плохая — если вы это начнете, то можете получить новое полноценное хобби. А хобби одновременно приносят радость и забирают деньги. Поэтому потом не говорите, что вас не предупреждали. Автор тоже, как выше уже упомянуто, изначально собирался только сделать кое-какой тюнинг для Razer Blackwidow V4 75%, но остановиться не удалось и поэтому во второй части этого материала будет рассмотрено два основных практических сценария:

  • Как построить максимально тихую механическую клавиатуру с мощной подсветкой Chroma, используя за основу Razer Blackwidow V4 75%?
  • Как собрать кастомную клавиатуру, используя за основу баребон-набор Dark Project KD83A LTD Aluminum?

Кроме этого, будет также компактная сборка на базе CIY Tester 68 с кошачьей темой и некоторый тюнинг в украинском стиле для обычной геймерской Razer Huntsman V2 с понравившимися во время обзора Rockfall 2 TKL Mecha Authentic Edition деталями от HATOR. Но, чтобы правильно дойти до этой практики, надо начать с теории и изучить культурную и техническую базу «клавиатуростроения» и при этом попытаться не погрузиться слишком глубоко в нюансы, ведь в целом это тема не одной статьи (хоть и в двух частях), а целых специализированных сайтов, магазинов и сообществ.

Обычно, нормальным человеком клавиатура воспринимается, как единое устройство. И обычно, нормальный человек способен набирать текст на любой клавиатуре, лишь бы она была в исправном состоянии. Для любителя же механических клавиатур — это набор компонентов, каждый из которых вполне понятным образом влияет на ощущения от пользования. И это очень важное слово: «ощущения». Потому что ощущения субъективны. Это ключевое, что вообще стоит запомнить первым о кастомных клавиатурах.

Все.

Очень.

Субъективно!

Цветовая гамма, материал корпуса, вес всего устройства, раскладка, профиль кейкапов, подсветка, угол наклона, сила нажатия переключателей, наличие или отсутствие тактильной обратной связи и, наконец, звучание — все это бывает очень разным и при этом здесь нигде нет «хорошего и плохого ответа», просто разным людям нравятся разные вещи. Но при этом надо разобраться в предмете, чтобы сделать сознательный выбор так, чтобы результат удовлетворил. Кстати, почти все конкретные компоненты, упомянутые в статье, покупались автором в собственное пользование, что и отвечает на вопрос «почему именно они, а не конкурентные изделия» — потому что так захотелось.

Итак, с точки зрения энтузиаста, механическая клавиатура состоит из таких основных обязательных частей:

  • корпус (включая плейт);
  • плата (PCB);
  • переключатели (свичи);
  • клавиши (кейкапы).

Важное слово выше — «механическая». Потому что мир клавиатурной техники гораздо шире, чем та его часть, которая составляет 99% типичного хобби-рынка. И погружаясь впервые во вроде бы безграничные возможности тюнинга, надо понимать, что не получится это совместить с преимуществами оптических переключателей, или аналоговых, или с датчиками Холла, или с низкопрофильными клавишами и тому подобное... Определенные экзотические решения существуют, но практически все клавиатурное хобби построено вокруг формата механических переключателей Cherry MX.

С чего начать?

Есть «три с половиной» основных пути к построению кастомной клавиатуры:

  1. Наиболее очевидный, это приобрести уже готовую клавиатуру одного из специализированных брендов в соответствии со своими базовыми вкусами и дальше улучшать ее тюнингом. В большинстве случаев для этого придется обращаться в специализированные магазины, потому что традиционные дистрибьюторы периферии имеют очень небольшой ассортимент таких клавиатур. Плюс: можно сразу погрузиться в детали, которые будут описаны ниже. Минус: надо сразу разбираться, почему какая-то клавиатура с неизвестным ранее названием стоит $30, а другая — $300 и выше.
  2. Та самая половинка пути — все аналогично, но выбрать вместо «энтузиастского» бренда «геймерский». Соответственно, это можно сделать как раз у обычных продавцов компьютерной техники, вот только выбор будет еще меньше. Формально, под минимальные требования подойдут все модели с hotswap-заменой переключателей, но на самом деле достойных еще меньше. Плюс: можно остаться верным любимому бренду типа ASUS ROG или Razer и сохранить все интересные особенности современных геймерских клавиатур. Минус: выбор без выбора — ASUS ROG Azoth против Razer Blackwidow V4 75%.
  3. Возвращаясь к специализированным брендам, вместо готовой клавиатуры можно приобрести barebone-набор, то есть коробку с деталями для самостоятельной сборки клавиатуры без переключателей и клавиш в комплекте. В Украине по состоянию на время написания статьи можно приобрести только баребоны от Dark Project и FL ESPORTS, не обращаясь в специализированные магазины, но на самом деле таких наборов множество. Нужные кейкапы и свичи тоже из типичных брендов предлагает только HATOR, в то время, как на сайтах энтузиастов выбор будет огромный. Плюсы: сразу есть ощущение работы над собственным проектом, можно сразу выбрать все желаемые детали. Минус: вряд ли стоит с этого пути начинать свои эксперименты, лучше приобрести определенный опыт на простых решениях и только потом браться за сборку (не потому, что она сложная, а потому, что без практики будет трудно правильно приобрести именно желаемые компоненты).
  4. Можно пойти еще дальше и собирать свою клавиатуру вообще по частям — в этой индустрии существует определенная стандартизация и есть бутиковые производители, продающие отдельно PCB или корпуса, совместимые с продуктами других брендов. Очевидно, это и будет вершина «кастомности», за исключением уже самодельных деталей. Плюс: максимальные возможности для самовыражения. Минус: покупать компоненты придется за пределами Украины, потому что даже специализированные магазины не держат такой товар в наличии.
  5. Наконец, стоит упомянуть еще одну «половинку» пути — AliExpress. Действительно, многое из популярных клавиатурных товаров и так производится в Китае. Но здесь, как всегда, надо пользоваться правилом «видели глаза, что покупали». Плюс: можно сэкономить. Минус: главное не спутать хипстера с бездомным, то есть бутикового производителя с подвалом дядюшки Ляо.

Для целей этой статьи автор выбрал второй и третий варианты с Razer и Dark Project, соответственно, как более интересные и показательные. Независимо от принятых решений, знание матчасти обязательно — чем лучше пользователь будет понимать специфику каждой детали, тем качественнее сможет собрать свою клавиатуру мечты (или несколько). Тем более, что некоторые детально описанные производителями вещи являются чистым маркетингом, а некоторые мелочи — очень важными.

Основа

Корпус клавиатуры (лучше не называть его «базой») можно сравнить с телом человека: скелет, мышцы, кожа... Он состоит, как правило, из двух или трех деталей. Это собственно основа, стоящая на поверхности стола, «плейт» — пластина, которая держит переключатели, и «топ», то есть верхняя крышка. С выбора корпуса начинается строительство кастома. Корпуса полезно различать, как минимум, по таким характеристикам:

  • форм-фактор;
  • материал;
  • вес;
  • цвет;
  • конструктив («скелетон» или с топом);
  • крепление PCB;
  • материал плейта;
  • шумоизоляция;
  • угол наклона и конструкция ножек;
  • подставка;
  • раскладка;
  • дополнительные возможности.

Самое важное — это, собственно, количество клавиш на клавиатуре. Есть несколько основных форм-факторов и различная экзотика. То, что является самым привычным видом клавиатуры с дополнительным нампадом именуют «полноразмерной», full-size, 104/105-key, 110-key или 100%. Как ни странно, среди кастомов это очень необычный тип. Единственный другой формат с нумпадом — это 96% или «1800», который подробно описан в обзоре ASUS ROG Strix Scope II 96 Wireless.

Самым популярным в кругах энтузиастов является размер 80%, он же 87-key, он же tenkeyless или TKL. Все кнопки в нем на своих привычных местах, кроме нампада, которого просто нет. Вследствие этого клавиатура становится короче по горизонтали, что часто удобнее, в том числе в играх.

Еще короче 75% или 83-key, у которого дополнительные блоки кнопок сдвинуты к основным, а некоторые сделаны меньше. При этом все основные функциональные клавиши еще присутствуют физически, поэтому переучиваться не придется. Чего не скажешь о 65% и 60%, в которых клавиш последовательно становится все меньше. Благодаря этому клавиатуру можно сделать все компактнее (именно эти два варианта обычно и относят к категории «compact»), но даже достаточно ежедневные вещи придется выполнять через комбинацию клавиш — потому что, например, ряда F1-F12 просто нет. Некоторые пользователи готовы переучиваться ради того, чтобы иметь очень маленькую клавиатуру, некоторые — нет. Формат 60% также достаточно популярен у киберспортсменов, ведь в играх его может быть достаточно. Наконец, существует еще форм-фактор 40%, но он уже является экзотикой даже в рамках клавиатурного хобби.

С материалом корпуса разобраться проще. Кроме пластиков (разных, но это не имеет значения), клавиатуры в порядке убывания популярности могут делать из алюминия, стали, титана, бронзы, акрила, поликарбоната и дерева. В первую очередь, это выбор эстетический, ведь клавиатура постоянно в поле зрения на столе. Энтузиасты также считают, что даже различные сплавы алюминия могут влиять на звучание, не говоря уже о других материалах. В особых случаях, материал может стать поводом для гордости владельца — потому что он заказал очень бутиковую версию из экзотического материала или эксклюзивного цвета, которую произвели мизерным тиражом... Кстати, именно эксклюзивность материала и ограниченность количества экземпляров является обычно объяснением космической цены какого-то корпуса (потому что есть модели клавиатур дороже и $1000).

Вес напрямую связан с материалом. Пластиковые устройства обычно весят меньше 1 кг, например Razer Blackwidow V4 75% после тюнинга получилась ровно 850 граммов. Алюминиевый Gateron KD83A LTD в сборе весит 2 кг, что вдвое тяжелее его массовой пластиковой версии KD83A без суффикса LTD (также, вдвое более дешевой). Некоторые производители добавляют специальные утяжелители. Часто в виде красивой пластины с обратной стороны основания клавиатуры, которую никто никогда не увидит, не взяв устройство в руки Естественно, чем тяжелее клавиатура, тем монолитнее она ощущается на столе. А массивный утяжелитель внизу эффективно гасит вибрации от алюминиевого корпуса, работая, так сказать, как «волнорез». Это положительно влияет на звук, что и объясняет, зачем такое внимание уделяют почти невидимой детали.

Для фанатов, тщательно планирующих каждый аспект своей сборки, цвет корпуса, конечно, имеет значение. Часто существуют различные эксклюзивные версии, выпускаемые ограниченным количеством. Впрочем, это чисто субъективное дело.

А вот что важно, так это конструктив и крепление PCB. Устройства без верхней крышки, где видно верхнюю половину переключателей, а «топом» клавиатуры является, собственно, «плейт», который эти переключатели держит, называют «скелетон» (иногда может встречаться термин low-profile, но это может создать путаницу с подобными терминами для свичей и кейкапов, где они гораздо более корректны). «Скелетоны» проще чистить, в них ярче выглядит подсветка, но одновременно они более громкие и не всем нравятся визуально. На примере Lorgar Azar 514 можно показать интересное решение, когда верхняя крышка клавиатуры держится на магнитах и позволяет получить плюсы обоих вариантов под настроение.

Крепежей PCB есть более десятка, из которых важно знать пять: tray mount, top mount, integrated plate, sandwich и gasket mount. Все они проиллюстрированы ниже на известной картинке от Thomas Baart. Самый простой и дешевый это tray mount, когда плата крепится винтами к нижней части корпуса. Такое крепление при наборе текста ощущается очень жестким возле винтов, но может неравномерно «плавать» в местах чуть дальше от них. Для 60% клавиатур размещение отверстий крепления вообще стандартизировано, что позволяет «смешивать» корпуса и PCB разных производителей. Проблему неравномерности решает top mount, но конструкция остается жесткой. Так же жесткая она и в случае integrated plate, описывающей как раз «скелетоны», где плейт и работает в роли верхней крышки. Самый жесткий же вариант это «сэндвич», при котором плейт зажимается винтами насквозь между верхней и нижней частями корпуса. А вот самый мягкий, и это хорошо — это gasket mount, то есть «на прокладке». На самом деле это общее название для разных версий подобного крепления, но суть их одинакова: вместо жесткого крепления, плейт зажимается между половинками корпуса через мягкие прокладки.

В случае Razer Blackwidow V4 75% они сделаны из поролона и надеты на плейт по периметру. В случае Dark Project KD83A LTD это силиконовые полоски, закрепленные в нишах корпуса с двух сторон, а плейт вполне обычный. Есть и другие конструкции, даже с чем-то похожим на рессоры вместо прокладок (тогда это leaf-spring mount). Все они достигают одной важной цели — нет ощущения жесткости даже при сильных нажатиях на клавиши, так как плейт несколько пружинит внутри клавиатуры. Это положительно влияет и на звук, и на ощущения от тайпинга. За недостаток же gasket mount нужно буквально платить — это самая дорогая и самая сложная из популярных конструкций клавиатур. Но она того стоит.

Поскольку уже упомянуто жесткость, то логично описать возможные материалы плейта, потому что это ощутимо влияет на нее. Жесткие плейты делают из стали и латуни, они же делают звонкий звук тайпинга. Мягкие плейты из поликарбоната, карбона и FR4 (материал, похожий на текстолит), наоборот, делают звук ниже, а ощущения при наборе текста менее жесткими. Где-то посередине среди материалов находится алюминий.

Хотя крепление уже частично определяет характер звучания клавиатуры, изменить его больше позволяет различное использование шумоизоляции. В этом случае нас интересуют два элемента: что находится между плейтом и PCB и что находится в нижней части корпуса под PCB. Иногда, там нет ничего или очень тонкая пена — это не очень хорошо. С другой стороны, слишком толстая пена может просто не поместиться между PCB и корпусом. Заменить нижнюю пену способен любой, а вот аккуратно вырезать 60-100 квадратиков в самодельной пенной шумоизоляции между плейтом и PCB может быть довольно скучным... Энтузиасты экспериментируют с материалами шумо-виброизоляции, да и производители тоже — например, у Dark Project KD83A LTD под PCB находится силиконовая прокладка.

Следующий аспект это угол наклона корпуса и конструкция ножек. Они объединены потому, что у большинства типичных «мейнстримных» клавиатур, даже дешевых, есть возможность регулировать угол наклона, потому что это прямо требует стандарт ISO 9241-410 (он также говорит, что угол наклона может быть от 0 до 15 градусов и рекомендует не превышать 12 градусов). Но бутиковые производители могут себе позволить игнорировать отраслевые стандарты, ведь все равно их устройства не будут проходить сертификацию по ним, а делать регулируемые ножки сравнительно сложно. Поэтому остается только здравый смысл, который предлагает таки иметь хотя бы четыре резиновые ножки и обеспечивать какой-то фиксированный угол наклона в пределах стандарта, потому что он привязан к эргономическим потребностям человеческого тела. Конечно, у настоящих брендов все происходит с соблюдением нормативных требований, ведь они свою продукцию таки сертифицируют. Одного «правильного» угла не существует, всем удобно по-разному, в чем проявляется мудрость стандарта, который требует наличие регулировки. Ситуацию усложняют разные профили кейкапов, так как некоторые из них меняют ощущения от того же самого угла наклона.

Стандарт ISO 9241-410 описывает в качестве опции также и подставку для рук, которая может быть частью клавиатуры. Здесь ситуация аналогична: фирменную подставку в комплекте можно довольно часто ожидать у мейнстримных брендов, а рынок тюнинга также предлагает универсальные подставки, подходящие к клавиатурам конкретного формата разных производителей. Пользоваться подставкой или нет — также личный выбор, как удобнее.

Еще более стандартизированы раскладки клавиш (что можно проиллюстрировать картинками от Keyboard Layout Editor). Для большинства стран мира важны два варианта, так называемые ANSI и ISO клавиатуры. ANSI является американским стандартом (сейчас он известен, как INCITS 154-1988[S2009]) и отличается тем, что у полноразмерной клавиатуры 104 клавиши, а Enter занимает один ряд. Европейский стандарт ISO свое название получил по стандарту ISO/IEC 9995-2:2009. Такие клавиатуры имеют 105 клавиш и сразу внешне отличаются Г-образной клавишей Enter.

Американский стандарт ожидаемо ориентирован на использование английского языка, в то время, как европейский описывает, в том числе, как решить проблему дополнительных символов в разных языках Евросоюза. Кроме Enter, два стандарта отличаются размерами некоторых других клавиш, поэтому это важный фактор при выборе набора кейкапов. Аргументы относительно удобства раскладок ISO и ANSI остаются субъективными. С украинским языком совместимы оба стандарта, но на нашем рынке как-то исторически больше «американских» клавиатур. Как экзотику можно вспомнить еще раскладку JIS — это японский стандарт JIS X 6002:1980, где короче пробел и 109 клавиш вместо 104/105 стандартных в ANSI и ISO.

Но все три отраслевых стандарта при этом описывают один и тот же логический тип размещения клавиш, так называемый QWERTY, и один и тот же физический тип размещения — «staggered», то есть «со сдвигом», берущий начало в ограничениях конструкции пишущих машинок. Настоящие фанаты клавиатур предлагают изменения и здесь. С логической точки зрения существуют такие раскладки, как Dvorak, Colemak (проиллюстрировано ниже — кстати, считается лучшей для тех, кто желает впервые попробовать перейти с QWERTY), Workman, Norman, Engram и другие.

С физической стороны, вместо привычного размещения «со сдвигом» есть аргументы за использование ортолинейных клавиатур, где клавиши находятся ровно друг над другом, как на экранных клавиатурах. Степень «альтернативности» таких решений можно сравнить с использованием FreeBSD в качестве операционной системы — то есть, люди, которые это делают, очень четко знают, зачем оно им нужно...

Наконец, корпус клавиатуры определяет некоторые ее дополнительные возможности. Наиболее популярные из них сейчас это колесико регулировки громкости, небольшой экран и какие-то нестандартные клавиши — например, на Razer Blackwidow V4 75% это две цилиндрические металлические «мультимедийные» клавиши. Сюда же можно добавить и место для классических светодиодов Caps Lock, Num Lock, Scroll Lock.

Кстати, самым простым способом улучшить звучание клавиатуры и ее вид на столе, является коврик. Не зря сейчас становятся все популярнее большие deskmat вместо обычных mousemat. Такие XXXL-коврики почти всегда тканевые, толщиной 3-5 мм и габаритами 800x300 или 900x400 мм. Предлагаются как от «клавиатурных», так и от «геймерских» брендов, поэтому существуют высококачественные. Ну и, конечно, имеют множество дизайнов под стиль оформления рабочего места. Собственно, способны этот стиль и задавать... Клавиатура, стоящая на коврике, имеет более низкий звук без посторонних призвуков от поверхности стола.

PCB

Если корпус — это тело, то печатная плата (PCB) — это мозг клавиатуры. За исключением приобретения именно отдельной печатной платы, выбирать ее придется вместе с корпусом в составе готовой клавиатуры или баребона. Количество клавиш и тип крепления к корпусу, таким образом, уже обусловлены выбором основы. А вот, на что стоит обращать внимание:

  • hotswap-переключатели;
  • интерфейс;
  • подсветка;
  • программное обеспечение;
  • шумоизоляция;
  • совместимость с 3/5-pin переключателями;
  • отверстия для PCB-mount стабилизаторов.

Насчёт hotswap, в этом случае, ответ может быть только «да». Клавиатур с распаянными на PCB переключателями на рынке множество, но превратить её в полноценный кастом получится, только если впаять вместо родных свичей разъёмы Mill-Max. Это возможно, но надо ли в 99,9% случаев?

С интерфейсами также понятно: проводной USB, 2,4 ГГц и/или Bluetooth. Очень редко поддерживается частота опроса выше 1000 Гц, чем гордятся современные геймерские модели. Кстати, среди энтузиастов популярны USB-кабели с «авиационным» разъемом посередине (aviator cable) и, часто, с пружинной частью (coiled cable). Они также подбираются под стиль оформления клавиатуры, поэтому существуют во многих цветах. Практического смысла немного, но многие считают это эстетическим.

Вопрос подсветки сложнее. Исторически она очень популярна у геймерских брендов и не очень — у энтузиастских, впрочем, постепенно ситуация меняется к лучшему. Также важно размещение светодиода сверху (North-facing) или снизу (South-facing) — символы на выбранных кейкапах должны находиться с той же стороны, иначе эффект будет гораздо слабее. Наконец, поддержка экосистемы подсветки типа SignalRGB, Razer Chroma или ASUS ROG Aura гарантирует возможность создавать сложные эффекты, синхронизированные между клавиатурой и другими совместимыми устройствами. Кроме того, конкретные игры и приложения все чаще предлагают специальные профили для клавиатур с действительно полезной подсветкой.

Что касается программного обеспечения, у энтузиастов есть три стандартных отраслевых приложения — QMK, VIA и Vial. Между ними есть разница, но на данном этапе важно только то, чтобы клавиатура поддерживала что-то из этого. К тому времени, когда (если!) конкретные ограничения вроде количества запрограммированных слоёв функций начнут беспокоить пользователя, он уже сам сможет писать руководства по кастомным клавиатурам, а не читать их. Геймерские же бренды вместо универсальных QMK, VIA и Vial предлагают собственные средства настройки, которые могут быть очень хорошими (Razer Synapse) или не очень хорошими (ASUS Armoury Crate).

Для улучшения звукового профиля клавиатуры путем шумоизоляции, энтузиасты часто делают так называемый tape mod — это наклеивание одного или нескольких слоев малярного скотча с обратной стороны PCB. С фронтальной стороны можно наклеить switch pads — поролоновые прокладки между дном переключателя и платой. Обе эти самодельные модификации иногда делают уже производители — например, у HATOR Rockfall 2 Mecha TKL Authentic Edition, даже при отсутствии hotswap, уже при сборке наклеены свитч-пады, у Dark Project KD83A LTD вместо них целая силиконовая прокладка, а Razer Blackwidow V4 75% имеет заводской вариант tape mod (гораздо аккуратнее обычного).

Кроме просто поддержки hotswap, важно, совместима ли PCB с переключателями, имеющими пять контактов вместо трех. В целом, это решается кусачками (пластиковые направляющие можно убрать из переключателя), но лучше все же иметь универсальный вариант.

Наконец, длинные клавиши (пробел, Enter, Backspace, Shift) имеют специальные стабилизаторы, о специфике которых тоже можно написать отдельную статью и еще одну — об их возможных доработках. Но при выборе PCB будет плюсом, если она имеет отверстия для винтового крепления этих стабилизаторов — этот так называемый PCB-mount (на фото ниже — из дымчатого пластика) является более надежным способом по сравнению с plate-mount (на фото ниже — черные), при котором стабилизаторы крепятся на плейте с помощью пластиковых застежек.

Переключатели

Продолжая анатомическую аналогию, переключатели или «свичи» — это сердце клавиатуры. Они являются объектом почти эзотерического почитания со стороны некоторых энтузиастов, ведь именно от свичей зависит общий характер звучания и тактильных ощущений от использования клавиатуры. Конечно, корпус, кейкапы, шумоизоляция и т.д. могут дополнительно на это влиять и очень ощутимо, но именно переключатели способны изменить все кардинально. Большой плюс в том, что в отличие от вскрытия корпуса для переделки, замена переключателей в клавиатуре с hot-swap является штатной возможностью, что не влияет на гарантию!

Еще раз напомню, что речь идет исключительно о механических переключателях типа Cherry MX, которые являются абсолютным лидером в отрасли, хотя и не единственным возможным вариантом. Обсуждение экзотики типа Topre, низкопрофильных, аналоговых или оптических переключателей выходит за рамки этой статьи просто потому, что их не удастся использовать в типичной hotswap-клавиатуре.

Свич состоит из пяти компонентов:

  • нижняя часть корпуса (bottom housing);
  • верхняя часть корпуса (top housing);
  • ножка (stem, «стем»);
  • пружина (spring);
  • электрические контакты (leaf).

Когда клавишу нажимают, ножка идет вниз по направляющим внутри корпуса, сжимая пружину. В какой-то момент она замыкает электрические контакты и это означает срабатывание клавиши.

В этой области также слишком много маркетинга, который пользуется уважительным отношением к свичам и начинает этим злоупотреблять. В общем, свичи можно отличать по следующим характеристикам:

  • тип;
  • производитель;
  • «цвет» или название;
  • звучание;
  • сила нажатия;
  • длина хода;
  • материал;
  • количество контактов (три или пять);
  • тип замка (4-pin или Kaihl);
  • форма ножки;
  • совместимость с подсветкой;
  • смазка.

Под типом подразумевается характер движения и звучания. Свичи в первую очередь подразделяются на линейные, тактильные и кликовые. В самых распространенных, линейных (linear), движение ножки сверху вниз происходит линейно и где-то посередине хода происходит замыкание электрических контактов без какого-то дополнительного ощущения. То есть для срабатывания механического переключателя не обязательно дожимать кнопку до самого низа, как это должно происходить на обычной мембранной клавиатуре. Тактильные (tactile) свичи получили свое название за то, что о замыкании контактов сигнализирует не только, собственно, появление на экране символа при наборе текста, но и физическая обратная связь к пальцам в виде усиления в этот момент сопротивления нажатию, так называемый tactile bump. Кликовые (clicky), или «тактильно-аудиальные» свичи имеют в своей конструкции также деталь, издающую довольно громкий звук в момент срабатывания. Именно такие переключатели виноваты в появлении мифа об обязательной громкости механических клавиатур. Их антонимом являются бесшумные (silent) переключатели, где, наоборот, для подавления звука в конструкцию ножки добавляются маленькие резиновые уплотнители. Бесшумные свичи бывают как линейные, так и тактильные.

Когда-то с производителем было все просто — до 2011 года держателем патента на такую конструкцию переключателя была немецкая компания Cherry. А потом постепенно появилось несколько крупных специализированных компаний, делающих свичи стандарта Cherry MX: Durock/JWK, Gateron, Kailh, KTT, Outemu, SP-Star, Tecsee, TTC и другие... Среди них нет принципиально хороших и принципиально плохих, вопрос скорее к цене и качеству производства каждой конкретной модели переключателя. Кроме упомянутых, есть также бренды, заказывающие у упомянутых выше производителей свичи с конкретными спецификациями по OEM-контрактам и продающие под собственными названиями. Так делают даже ASUS и Razer, не говоря уже о множестве «бутиковых» чисто клавиатурных марок типа Akko, Epomaker и тому подобных. Аналогичным образом появились собственные переключатели у HATOR и Lorgar.

Собственно в Lorgar для этой статьи предоставили на тест «планшетку» от Kailh с множеством ее переключателей, использовавшуюся в процессе определения спецификаций того переключателя, который пошел в серию под названием Lorgar Dream Switch: он линейный, тихий (но не бесшумный с резиновыми прослойками), имеет пружину с легким усилием 40 г и срабатывание на 2 мм с 4 мм общего хода. А еще отличается фиолетовым низом корпуса типа 3-pin, белым топом с надписью Lorgar и фиолетовой же ножкой с коробчатым верхом. При этом Lorgar решила, что стандарта отрасли с 50 млн срабатываний до отказа им достаточно (хотя некоторые бренды принципиально вкладывают дополнительные деньги в контроль качества, что позволяет заявить о ресурсе в 70, 80 или 100 млн срабатываний).

Цвет... Нет более непонятной характеристики у свичей, чем эта. На самом деле ее надо считать просто «названием» и не придавать никакого дополнительного смысла. Но привычка оригинального производителя Cherry MX разделять свичи по цветам повлияла на всех последователей. Канонически, линейными были красные Cherry MX Red, тактильными — коричневые Cherry MX Brown, кликовыми — синие Cherry BX Blue. Затем к ним добавились другие виды, например Cherry MX Black являются линейными с силой нажатия 60 г вместо 45 г у MX Red. И до сих пор довольно нехитрым маркетингом являются что-то типа «оранжевые свичи», как будто это должно что-то действительно сказать покупателю. Проблема в том, что у Razer линейные свичи — это жёлтые Yellow, тактильные — оранжевые Orange, а кликовые — зелёные Green. А в линейке переключателей HATOR оранжевые Aurum Orange являются линейными, тактильные — это коричневые Choco, а кликовые — фиолетовые Indigo. И еще есть бесшумные линейные Milky Way...

Постепенно это доходит до чего-то вроде игры «угадай, это название хипстерского коктейля или бутикового переключателя»: KTT Sea Salt Lemon, Durock Cherry Blossom, Tecsee Coffee Chip Ice Cream, QTUO Strawberry Shortcake и JWK Banana Split — все это названия свичей, участвовавших в нашем тестировании. Вот Lorgar не парилась и свой переключатель назвала просто Dream Switch, «свич мечты». В теории, ничто (кроме здравого смысла) не мешает автору придумать собственную спецификацию типа «бесшумный, смазанный, пружина 60 грамм, линза для LED, полупрозрачный синий корпус и белая ножка» и заказать у кого-то типа Tecsee партию оооочень бутиковых переключателей с названием ALT-F13 Condensed Milk, то есть «сгущенка Альта». Продавать в железных банках... На самом деле кое-кто из энтузиастов нечто подобное и делает — название свичей BBN буквально расшифровывается, как BuiltByNim по никнейму спроектировавшего их австралийца. А название тактильного свича AEBoards Naevy 2.1 не только намекает на цвет «navy», но и подчеркивает, что это уже минорная ревизия второй версии продукта, который начали делать на основе свичей Holy Panda с проприетарным дизайном ножки, разработанным собственно в AeBoards, но для производства обратились к Tecsee...

Впрочем, в разноцветности свичей есть практический плюс — именно так, по сочетанию цвета ножки и двух частей корпуса, плюс с учетом чаще присутствующей маркировки бренда, и можно рассортировать разные модели между собой. Ну и в случае корпусов типа «скелетон», видимая под углом верхняя часть свича определенного цвета может придавать желаемый вид клавиатуре.

Еще одним переоцененным параметром является материал, из которого произведены детали свича (половинки корпуса, ножка-«стем» и пружина). Да, они могут быть разными, но нет «хороших» и «плохих». Покрытая золотом пружина или специфический тип пластика хорошо выглядят как маркетинговый дифференциатор продукта на очень насыщенном рынке, но большинству потребителей это не будет ощутимо важно. Дойдя до уровня ощущений энтузиастов же, можно учесть, что нейлон дает более низкое звучание, POM (полиоксиметилен) где-то посередине, а поликарбонат делает звучание более высоким. Так же и покрытые золотом пружины: они уменьшают количество призвуков («пинг» и «кранч») по сравнению с обычными стальными.

И как минимум наполовину вся эта вакханалия с очень тонкими изменениями в конструкции свичей происходит ради того, чтобы ценители смогли добиться определённого желаемого звучания при наборе текста. Обычно выделяют два типа звука, причём сами слова при произношении на английском намекают на характер: «thocky» и «clacky». Это никак не переводится напрямую, но thocky это более низкий и глубокий звук, а clacky более высокий, цокающий. Последние годы к этому жаргону добавились еще «creamy» и «marbly» для описания более мягкого звучания и «poppy» для более щелкающего. Проблема в том, что это мало того, что очень субъективно, так ещё и полноценно ощущается только вживую, потому что даже записи с YouTube зависят от параметров микрофона и динамиков, на которых их воспроизводят.

То же самое происходит с силой и характером нажатия. Конечно, можно довериться общему описанию (тактильный или линейный свитч?), объективным характеристикам типа усилия пружины в граммах и длины движения ножки в миллиметрах, или даже диаграммам распределения кривой силы нажатия — такие делают как производители, так и самые сознательные из обозревателей. Вот только все это не заменит личных ощущений от работы на клавиатуре. Впрочем, поможет хотя бы правильно сориентироваться, на что смотреть. Типичное усилие нажатия пружины составляет от 40 до 55 грамм, а с пружинами от 55 до 75 грамм это уже считается «тяжелым» переключателем. Типичная длина движения ножки — 4 мм, при которых срабатывание происходит посередине, на 2 мм. Иногда пружины бывают прогрессивными, то есть усилие не линейное, а повышается ближе к концу движения. Чем тяжелее пружина, тем больше ощущения напоминают печатную машинку и тем быстрее устают пальцы от набора текста. Впрочем, это субъективно и некоторые ищут именно соответствующие ощущения.

Конструктивно корпус бывает «3-pin» или «5-pin». Две дополнительные пластиковые направляющие помогают свичу лучше держаться на PCB. Если дополнительных отверстий в PCB нет, а есть желание воткнуть туда именно переключатели 5-pin, то убрать лишние «контакты» можно кусачками, работоспособность при этом не пострадает. 3-pin свичи вместо 5-pin можно устанавливать без переделки.

Еще одна характеристика корпуса — тип соединения верхней и нижней половинок. У самих Cherry это так называемый «4-pin», то есть четыре отдельные застежки по углам свича. Kailh сделали свой вариант с двумя длинными защелками, который используется и некоторыми другими производителями. На нормальную эксплуатацию свичей это не влияет, а вот при покупке инструмента для открывания переключателей важно взять совместимый с нужным типом.

Крепление кейкапа на переключатель типа MX происходит благодаря крестообразной верхушке ножки свича. Однако, некоторые производители (в первую очередь, Kailh, называющий такую конструкцию «box») добавляют к ножке еще вертикальные стенки вокруг креста. Плюсами такой доработки являются более устойчивое крепление и улучшенная защита от пыли и даже воды. А минус — возможная несовместимость с некоторыми кейкапами, включая то, что такая ножка может сломать колпачок в редких случаях.

Наконец, разные корпуса свичей по-разному ведут себя с RGB-подсветкой, установленной на PCB. Лучше всего это удается таким, как Razer Orange, где в конструкцию добавлена специальная линза. Переключатели с прозрачными и полупрозрачными корпусами также хорошо ведут себя со светодиодами. А вот хуже всего классическая конструкция Cherry с черным корпусом и лишь тонким отверстием для прохождения света — если на таких свичах собирать клавиатуру с подсветкой, она, конечно, не исчезнет полностью, но выглядеть будет гораздо хуже, чем ожидается.

Всю эту аналитику поведения переключателей сильно усложняет то, что каждый свитч сам по себе поддается тюнингу. Его можно смазывать, добавить switch film, провести обкатку (break-in), заменить пружину, заменить ножку, или вообще собрать собственный Франкенсвич из деталей разных серийных переключателей И результат может радикально отличаться от работы заводского переключателя, желательно в лучшую сторону. Но это уже тема для практического занятия.

Кейкапы

Наконец, клавиши, или «кейкапы», — это, конечно, прекрасное лицо клавиатуры. Встречают по одежке, как говорится. В кейкапах важно следующее:

  • материал;
  • толщина;
  • профиль;
  • комплект;
  • цвет;
  • легенды;
  • подсветка.

Первое, что нужно знать о кейкапах — это материал, который обычно бывает либо ABS (акрилонитрилбутадиенстирол), либо PBT (полибутилентерефталат). ABS дешевле и проще в обработке, плюс имеет более гладкую текстуру, но PBT устойчив к воздействию ультрафиолета и жиров, поэтому даже через много лет кейкапы из PBT сохранят товарный вид. Однако, много очень дорогих и качественных наборов изготавливаются именно из ABS и это может несколько запутать. Дело в том, что PBT тоже не без недостатков — кроме характерной текстуры не всем нравится более глухое звучание таких кейкапов и худший выбор цветов (ABS легко поддается точному окрашиванию по всей гамме RAL/RGB/CMYK, а PBT делает все цвета тусклыми). Поэтому дорогие наборы производят из ABS по технологии двойного литья, в то время, как PBT считается «средним уровнем».

Вторая тема, и она очень обширная, это профиль, то есть высота и форма клавиш. Есть специализированный сайт Keycaps.info, который наглядно поможет с этим вопросом разобраться вообще, а на иллюстрации ниже демонстрируется разница между тремя наиболее интересными для этой статьи профилями. Самый обычный для серийных клавиатур красноречиво назван OEM. Другим популярным является Cherry, он же GMK по названиям основных производителей. Но кроме этих, существует еще пара десятков профилей, которые в целом отличаются между собой тремя вещами: формой самого кейкапа в профиль (с параллельными стенками, или с такими, что сходятся кверху), равномерностью высоты клавиш разных рядов (маркируются как R1-R4) и собственно высотой. Традиционно клавиши разных рядов имеют разную высоту во исполнение теории о том, что так эргономичнее печатать. Но не все с этим согласны, к тому же иногда есть необходимость заменить клавиши между рядами — например, чтобы собрать раскладку Colemak вместо QWERTY и это невозможно нормально сделать с кейкапами разной высоты. Поэтому наборы, в которых клавиши имеют разную высоту обычно называют «sculpted», а с одинаковой высотой — «uniform».

Выбирая набор кейкапов на замену, надо внимательно изучать комплект клавиш. Во-первых, есть разница между ISO и ANSI. Во-вторых, существуют особые требования компактных клавиатур, включая 75%, в-третьих, есть и еще более сложные случаи. Здесь важно уяснить понятие «юнитов», как «1U» или «6.25U». 1U — это ширина обычной символьной клавиши. Ширина всех нестандартных описывается именно в U, например пробел может быть 6.25U или 7U, а Shift — 1U, 1.75U, 2U, 2.25U или 3U. Если в наборе Shift идет только шириной 3U, то не получится вставить его в клавиатуру, где Shift другого размера. То же самое, если набор рассчитан на однострочный Enter стандарта ANSI, а клавиатура стандарта ISO, где Enter в две строки. Тогда вся идея рассыпется из-за такой несовместимости кейкапов и корпуса/PCB.

Лучшие наборы кейкапов либо содержат основные вариации (даже если это означает, что часть клавиш всегда останутся неиспользованными), либо предлагаются в модульном виде, где есть «база» и отдельные дополнения специфических клавиш. На английском языке, чтобы не путать, есть устоявшиеся термины: «keyset» — это весь возможный набор клавиш определенного дизайна, а внутри него могут быть отдельные «kits». Блок символов это «alphas», дополнительные клавиши по его бокам — «modifiers», верхний F-ряд — «Function row». Без перевода понятны «navigation» и «numpad». Всякая экзотика в целом идет в качестве «add-on kit» или «extension». Но всё может быть гораздо сложнее, например, в состав кейсета KAT Space Dust потенциально входят аж 34 разных кита очень разного состава. Вряд ли хоть кто-то купил их все — просто такая гибкость позволяла желающим собрать именно тот набор, который им нужен и по вкусу.

Вопросу цветовой гаммы кейкапов энтузиасты уделяют чрезвычайно много внимания. И в том смысле, чтобы подобрать набор клавиш под желаемый стиль клавиатуры, и в том, что часто создаются предварительные заказы (так называемые «групбаи») на специфические комплекты и среди участников происходит согласование того, как именно такой комплект должен выглядеть. Здесь, конечно, все исключительно на вкус. Иногда к общему набору можно докупить так называемые «accents» другого цвета или «novelties», то есть более художественные кейкапы с какой-то темой. Простым примером здесь является HATOR PBT First Ukrainian Keycaps — они существуют в нескольких цветах основного набора, плюс несколько цветов accent-комплектов по семь кейкапов Autograph Edition и еще три варианта novelties под названием Authentic Edition.

Так же на вкус и шрифт, которым нанесены легенды на клавиши. Некоторые бренды имеют для этого фирменные шрифты и цвета. А с технической стороны, важен метод нанесения — или это печать, или гравировка, или так называемое «двойное литье» (double shot). В последнем случае кейкап изготавливают из двух отдельных частей, очень плотно подогнанных друг к другу. Одна отвечает за всю клавишу (цвет, текстуру), а вторая — только за легенду. Таким образом, символ никогда не сотрется. Для украинцев вопрос легенд на клавиатурах всегда актуален, ведь большинство европейцев и американцев не беспокоит наличие кириллической раскладки... Выбор качественных кейкапов с имеющейся украинской раскладкой очень небольшой, но часто проблему может решить лазерная гравировка.

Вот только гравировка не поможет, если клавиатура имеет подсветку и есть желание, чтобы легенда просвечивалась. Вообще, из-за исторической несклонности сообщества клавиатурных энтузиастов к RGB-подсветке, даже англоязычных кейкапов такого типа не так много по сравнению с количеством наборов без подсветки. Но тут на помощь приходят геймерские бренды: естественно, штатные клавиши Razer, ASUS, HyperX, Corsair, HATOR и других совместимы с подсветкой. Мало того, Razer продает их отдельно, в разных цветах. Так же и украинский бренд HATOR, причем именно с украинской раскладкой.

И есть ещё три варианта конструкции кейкапов, существенно усиливающих эффект от подсветки. Во-первых, это «пудинг», когда боковые стенки сделаны из полупрозрачного белого материала. Во-вторых, полностью прозрачные. И, наконец, Razer предлагает интересное решение под названием Phantom: с тонированными прозрачными нижними частями боковин и легендами, которые вообще не видны без подсветки.

Из дополнительного тюнинга кейкапов пользователям доступно лишь одно средство — резиновые кольца-уплотнители (o-rings, «о-ринги»), надеваемые на ножку кейкапа. Они гасят звук, особенно при «боттом-ауте», то есть нажатии клавиши до конца. Но, добавляют вязкости в ощущениях, которая нравится не всем. Кроме того, о-ринги бывают разной толщины и иногда одного тонкого просто не хватает, чтобы вообще как-то изменить звучание. Для самой длинной и потому самой капризной клавиши пробел предусматривают также поролоновые наклейки.

И это все касалось только обычных кейкапов. Следующим шагом от художественно оформленных novelties являются «артисаны» (artisans). Это уже полноценные произведения искусства, совместимые при этом с крестообразным креплением кейкапов для переключателей типа Cherry MX. Производят такие клавиши чаще всего специализированные студии, ведь процесс значительно отличается от обычных кейкапов. Как правило, один артисан может стоить, как дешевая клавиатура в сборе. Их предназначение — украшать клавиатуру и создавать дополнительное настроение. Обычно, артизаном заменяют Escape, так как эта клавиша размещена отдельно в углу, не часто используется и идеально подходит для демонстрации чего-то художественного в формате 1U. Хотя, нередко бывают и артисаны в форматах 2U, 2.75U, 6.25U, 7U для замены соответствующих клавиш. Особенно удивительно выглядит, конечно, такой художественный пробел.

Поехали?

Вот примерно это все надо знать в плане теории, чтобы не потеряться в среднестатистическом e-магазине клавиатурных энтузиастов или для того, чтобы сознательно собрать кастомную клавиатуру с первого раза без ошибок. Также, это очень развернутый ответ на вопрос «почему одна клавиатура стоит $20, а другая — $500?». Теперь, когда теоретическая лекция закончена — перейдем к семинару с исследованием практической матчасти в следующем материале.

Обсудить в форуме (комментариев: 25)