Методика тестирования
Тестирование и калибровка монитора производились с помощью прибора X-Rite i1Display Pro. Монитор был подключен к видеокарте Gigabyte GeForce RTX 2060 Super Windforce OC 8G (GV-N206SWF2OC-8GD) родным кабелем Display Port и работал с частотой обновления в 165 Гц. Тесты проводились в операционной системе Windows 10. Перед началом проверки монитор был сброшен на заводские настройки. Использованные программные приложения: Argyll CMS 2.3.1, DisplayCAL 3.8.9.3, HCFR Colormeter 3.5.1.4, UFO Motion Tests.
Результаты тестирования
В мониторе MSI Optix G27CQ4 E2 используется 8-битная (+FRC) матрица типа VA с подсветкой W-LED. Заявлена возможность воспроизведения 1,07 млрд цветов и объем цветового пространства DCI-P3 в 91% и sRGB в 114% соответственно стандарту CIE 1976. Максимальное разрешение составляет 2560x1440 пикселей при частоте обновления в 170 Гц. Максимальная яркость заявлена производителем в 250 кд/м², статический контраст в 3000:1. Скорость отклика заявлена в 1 секунду для MPRT и 4 секунды GTG. По важным технологиям поддерживается Adaptive-Sync, AMD FreeSync Premium, HDR, Anti-Flicker, Less Blue Light. Посмотрим, как эти характеристики реализованы на практике. Для начала мы проверили все доступные фабричные режимы настройки изображения. При настройках «из коробки» монитор работает в режиме Eco.
Название профиля | FPS | Racing | RTS | RPG | Anti-Blue | Movie | Office | sRGB | Eco |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Яркость белого, кд/м² | 236 | 217 | 217 | 186 | 145 | 228 | 194 | 209 | 158,9 |
Яркость черного, кд/м² | 0,04 | 0,04 | 0,04 | 0,04 | 0,03 | 0,04 | 0,03 | 0,04 | 0,03 |
Коэффициент контрастности, х:1 | 5051 | 5206 | 5220 | 3801 | 3678 | 5187 | 5270 | 4745 | 5031 |
Цветовая температура, К | 6872 | 6911 | 6914 | 7180 | 5416 | 6878 | 6901 | 6190 | 6731 |
Средняя ΔE*00 | 2,11 | 0,45 | 0,46 | 0,24 | 0,27 | 0,32 | 0,25 | 0,26 | 0,29 |
Максимальная ΔE*00 | 29,25 | 1,79 | 3,79 | 1,08 | 1,29 | 1,42 | 1,34 | 0,94 | 0,98 |
Охват цветового пространства sRGB, % | 83,1 | 117,3 | 117,3 | 117,8 | 115,6 | 114,6 | 117,7 | 100,8 | 118,2 |
Охват цветового пространства Adobe RGB, % | 57,2 | 80,8 | 80,8 | 81,2 | 79,6 | 78,9 | 81,1 | 69,5 | 81,5 |
Охват цветового пространства DCI-P3, % | 58,8 | 83,1 | 83,1 | 83,4 | 81,9 | 81,2 | 83,4 | 71,4 | 83,7 |
Настройки основных параметров изображения для перечисленных выше режимов приведены в таблице ниже. Цветовая температура стоит в Normal, кроме sRGB, где регулировка контраста и температуры недоступна. В режиме Anti-Blue автоматически активируется параметр Low Blue Light.
Название профиля | FPS | Racing | RTS | RPG | Anti-Blue | Movie | Office | sRGB | Eco |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Яркость, % | 75 | 65 | 65 | 80 | 60 | 70 | 55 | 70 | 70 |
Контраст, % | 70 | 80 | 80 | 60 | 60 | 70 | 100 | – | 70 |
Резкость | 2 | 0 | 4 | 2 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Если кратко подытожить наши исследования, наиболее нормальным для глаз пользователя будет базовый режим Eco, сразу установленный в настройках. Недаром при попытке переключиться на другие режимы монитор выдает предупреждение, пусть и только о повышенном потреблении энергии. Вариант sRGB хорош в плане соответствия цветов, но имеет заниженную их температуру и меньший объем цветового пространства чем базовый Eco. Режим Office заслуженно получает звание «вырви глаз» и «ностальгия» за сверхвысокий контраст, благодаря чему изображение становится похожим на то, что было у «ламповых» ЭЛТ-мониторов из 1990-х в графике Windows 95. Anti-Blue выглядит тускло. А FPS яростно искривляет цвета, словно специально создавался под кислотные пейзажи Far Cry 3: Blood Dragon. Если планируется использование этого монитора для работы с графикой, его нужно откалибровать.
Защитное покрытие и кристаллический эффект
Монитор покрыт поляризационной пленкой и даже в инструкции четко указано, что не стоит пытаться ее снять (некоторые пользователи считают, что это транспортировочная пленка). Покрытие против бликов неплохо справляется со своей задачей, во всяком случае, если смотреть на него под прямыми углами, отражений не будет даже от ярких источников света. Но в результате кривизны и взгляда сбоку под углами менее 30 градусов от плоскости экрана появляются отражения изображения противоположной стороны монитора. Кристаллический эффект замечен не был.
Максимальная яркость и стабильность контраста
Показатели яркости и контрастности мы проверяли на базовом профиле Eco, поэтому они не абсолютны и изменяются от режима к режиму. Сама по себе матрица высококонтрастная. При заявленных значениях 3000:1 в некоторых режимах были зафиксированы характеристики и в 5300:1. Максимальная яркость этого экземпляра может быть достигнута на отметке в 307 кд/м² путем выкручивания контраста на максимум. Напомним, что производителем заявлено наивысшее значение яркости в 250 кд/м².
Типичное значение яркости для базового режима фабричных настроек составляет 211 кд/м² при 100% яркости и 70% контрастности.
Приятно удивляет стабильность контраста, хотя его показатели заметно завышены по отношению к заявленным характеристикам. Значения постоянно находятся возле отметки 5200:1, проседая до 5100:1 только при яркости ниже 10%.
Точность цветопередачи
Соответствие цветового спектра общепринятым стандартам на заводских настройках мы проверяли при уровне яркости в 120 кд/м², что соответствует 45% в соответствующем меню.
Официально заявленные значения DCI-P3 в 91% и sRGB в 114% соответственно стандарту CIE 1976 несколько отличаются от фактических DCI-P3 в 84% и sRGB в 118%, но являются довольно неплохими. Где-то меньше, где-то больше.
Температура цветов нестабильная и сильно завышена при низкой яркости. К эталонному значению в 6500К она пытается приблизиться только при максимальной яркости.
По гамма-кривым видим, что синий цвет сильно выше референтных значений, а красный и зеленый наоборот очень близки.
Дисплей достаточно точно воспроизводит все цвета. По современному стандарту ΔE*00 не только среднее, но и максимальное значение отклонения меньше единицы. Пара существенных проблем здесь это отклонение точки белого от номинала и нестабильность цветовой температуры. Посмотрим, что с этим можно сделать.
Калибровка
В процессе калибровки мы стремились привести цветовые температуры и точку белого к нужному стандарту. При яркости в 120 кд/м² цвета выровнялись около 6500К при следующих значениях в меню настроек монитора:
- яркость — 85%;
- контраст — 49%;
- красный цвет — 92%;
- зеленый цвет — 92%;
- голубой цвет — 82%.
Охват цветового пространства DCI-P3 в 82% и sRGB в 116% стал немного меньше (на 2% относительно начальных значений).
Зато цветовую температуру удалось привести близко к номиналу, хотя бы в диапазоне от 20 до 100% яркости.
Гамма-кривые стали максимально приближенными к референтным значениям после 50% яркости.
В результате калибровки монитор стал полностью пригодным для работы с дизайном и обработки фотографий.
Равномерность подсветки
Слабая сторона этого монитора — равномерность подсветки, особенно в нижней части экрана. Хотя в центральной верхней части все относительно хорошо.
Видимые глазу засветы появляются в полностью темной комнате. Это восемь вертикальных зон, расположенных по четыре, у нижних и верхних граней в местах изгиба экрана. Первое фото отображает то, как их видит глаз. На втором можем увидеть снимок с длинной экспозицией.
Углы обзора
Заявленные углы обзора составляют 178 на 178 градусов. Но есть нюансы, вызванные кривизной экрана. С учетом отражений и искажения центр монитора по горизонтали будет четко виден где-то под 120 градусов. Интересно меняется и яркость подсветки. Под 45 градусами относительно центра она заметно светлеет, а затем сразу начинает возвращаться к начальной яркости по мере увеличения угла зрения. Одним словом, это монитор для эгоистов, потому что просматривать за ним фильмы всей семьей будет неудобно из-за перепадов яркости при взгляде со стороны.
Скорость матрицы
Скорость отклика матрицы — это один из важнейших параметров для игрового монитора. Но на практике существует ряд нюансов, которые появляются на пересечении технических возможностей устройства и особенностей человеческого восприятия. MSI Optix G27CQ4 E2 в этом плане не исключение. Начнём с хороших новостей. Anti-Flicker здесь действительно работает как следует, и мерцания пользователь не увидит. Адаптивная синхронизация также отлично исключает разрывы в кадрах. Высокая частота обновления делает движущиеся объекты более четкими. Теперь относительно плохого. Используемая здесь VA-матрица имеет одну неприятную особенность, и это присуще всем панелям такого типа. А именно, при отсутствии явного гостинга (прозрачного следа от движущегося объекта) проявляется так называемый smearing, то есть черный смазанный след. Хуже всего он проявляется на темном фоне и, собственно, все доступные настройки в мониторе помогают преодолеть (или уменьшить) этот эффект в светлых оттенках. Есть и определенная зависимость между настройками времени отклика и частотой обновления кадров. К примеру для 165 Гц режим Fastest вполне подходит. В то же время для меньшей частоты, например для 120 Гц при нем может возникать «overshoot» и скорость реакции лучше будет установить на Fast. Adaptive-Sync на все это оказывает малое влияние. А параметр MPRT может сделать контуры объекта более четкими, но он занижает яркость, в результате чего эффект смазывания заметно сильнее. Итак, в играх или фильмах, где подвижные сцены происходят в светлых или ярких тонах, все будет хорошо. Но в темных сценах или при низком освещении темные следы гарантированы. Частично это компенсируется только высоким контрастом, высветляющим темные области.
Итоги
Как уже упоминалось в начале, игровой монитор MSI Optix G27CQ4 E2 попадает в среднюю рыночную нишу, где существует очень плотная конкуренция. И его параметры подобраны таким образом, чтобы быть конкурентными относительно других предложений. Такой подход к проектированию продукта создает не только преимущества, но и недостатки, которые появятся в результате попытки следовать общим тенденциям, то есть моде.
Например, устройство имеет хорошую диагональ в 27″ с достаточно высоким разрешением. Не большую, но и не маленькую по современным меркам. Зачем придавать ей кривизну? Ибо это игровая мода, примерно как «мыши в дырочку». И все равно, что практический смысл в кривизне появляется на гораздо больших диагоналях. Далее имеем отрицательное следствие — неравномерность подсветки, а также то, что кривизна уменьшает углы обзора для других лиц, кроме пользователя.
Игровой монитор должен иметь быструю матрицу. Значит используем VA, потому что она быстрая и сейчас все так делают. Но она имеет конструктивную особенность — смазывание движущихся предметов на темном фоне. Хотя и другие типы матриц имеют свои не менее интересные артефакты. Тут уж кому что нравится, и кто с чем согласен смириться. Но из-за этого есть и позитив — высокая контрастность и отличная цветопередача, которая после соответствующей калибровки позволяет заниматься даже графикой на профессиональном уровне. Отсутствие дополнительных портов и ограниченная эргономика подставки могла бы также быть недостатком, но ввиду конечной стоимости это вполне оправдано.
Итак, с моей точки зрения, MSI Optix G27CQ4 E2 является сбалансированным продуктом среднего уровня. За свои деньги это хороший экран, на котором и играть удобно, и работать можно эффективно. Конечно, для таких задач существуют более специфические мониторы. Но и стоят они совсем иначе.