Игровой монитор MSI Optix G27CQ4 E2, несомненно, пытается попасть в современные тренды дисплеев для ПК, где существует как большой спрос, так и значительная конкуренция среди схожих по ценам и параметрам устройств. Речь идет об условном «среднем» сегменте 27–29″ мониторов с разрешением Quad HD, высокой частотой обновления картинки и быстрой матрицей. Именно такой набор характеристик сейчас приветствуется игроками, поскольку дает хорошее качество картинки, не требует сверхмощных видеоадаптеров и стоит достаточно умеренных денег. Посмотрим, насколько этот монитор отвечает подобным критериям.

Технические характеристики

Производитель MSI
Модель и страница продукта Optix G27CQ4 E2
Диагональ 27″
Соотношение сторон 16:9
Радиус закругления экрана 1500 мм
Разрешение экрана 2560x1440 (WQHD)
Тип матрицы VA
Размер пикселя, мм 0,2331х0,2331
Покрытие матрицы Матовое
Тип подсветки W-LED
Время реакции матрицы, мс 4 (GTG) / 1 (MPRT)
Частота обновления, Гц 170 (165 по настройкам)
Максимальная яркость, кд/м² 250
Статическая контрастность 3000:1
Количество отображаемых цветов, млрд 1,07 (8bit + FRC)
Охват цветового пространства DCI-P3 / sRGB 91% / 114%
Максимальные углы обзора (вертикальные/горизонтальные) 178/178
Видеовходы 1 x DisplayPort 1.2a (2560x1440@170Гц), 2 x HDMI 2.0b (2560x1440@144Гц)
Дополнительные разъемы 1 х 3,5-мм выход на наушники
Возможность регулировки экрана Угол наклона –5/+20 градусов
Крепление VESA, мм 100х100
Размеры (с учетом подставки), мм 611,5x225,4x457,9
Масса (с учетом подставки), кг 4,73
Дополнительно Поддержка AMD FreeSync Premium, разъем замка Kensington
Средняя стоимость, грн 10 999

Комплект поставки

Устройство поставляется в большой картонной коробке, содержащей по сторонам необходимый минимум информации о продукте и две вырезные ручки по бокам для удобства переноски. Защиту от повреждений внутри обеспечивают две массивных формы из пенопласта, которые полностью со всех сторон закрывают собой монитор.

В комплекте есть инструкция, брошюра с информацией об утилизации и наклейка с данными об энергоэффективности. Кроме того, есть вертикальная и горизонтальная части ножки, четыре крепежных винта, пластиковая накладка, кабель Display Port (длиной 1,5 метра), силовой кабель с «евро-вилкой» и блок питания.

Длина силового кабеля составляет 1,5 метра. Внешний блок питания ADPC2065 имеет выходную мощность 65 Вт и габариты 111х48х31 мм. Длина кабеля питания со штырьковым разъемом и ферритовой накладкой равна 0,95 метра.

Внешний вид

Внешне MSI Optix G27CQ4 E2 достаточно прост, в отличие от других «игровых» моделей компании. Изогнутый 27″ экран с разрешением в 2560x1440 пикселей занимает большую часть площади фронтальной панели и опирается на металлическую подставку в виде треноги.

Толщина боковых рамок не превышает 8 мм, а верхней — 9 мм. Пиксели расположены с плотностью в 109 ppi.

Нижняя рамка почти вдвое толще остальных. По центру на ней имеется малозаметный логотип MSI.

Кнопка включения расположена справа снизу. Рядом с ней есть информационный светодиод. А еще есть атавизм в виде отверстий для старого варианта крепления ножек.

Диод светится белым цветом во время работы монитора и оранжевым в режиме ожидания.

Угловая кривизна панели равна окружности с радиусом в 1500 мм.

Единственная доступная регулировка дисплея — по наклону. До 5 градусов вперед или 20 градусов назад. Лучше, чем просто подставка, но все еще далеко до возможностей полноценного держателя.

Пластиковая задняя панель уже имеет более дизайнерский вид и как бы разделена на пять отдельных секций разного наклона и высоты. Подсветки нет. Логотип в форме стилизованного дракона нанесен сверху по центру.

Внешние входы скрыты в центральной нише, чуть ниже крепления подставки. Слева направо здесь есть разъем для подключения блока питания, один Display Port версии 1.2a, два HDMI 2.0b и 3,5-мм выход на наушники. Напоминаем, что HDMI поддерживает частоту обновления только в 144 Гц, в то время как Display Port держит по умолчанию 165 Гц или 170 Гц в разгоне.

На задней панели имеется крепеж под стандарт VESA формата 100х100 мм. Но родная подставка прикручивается четырьмя винтами в отверстия в центре. Удобнее всего ее крепить, когда дисплей находится в транспортировочном демпфере.

Конструкция наклонного шарнира достаточно проста и базируется на двух отдельных пружинах. Вертикальная ножка металлическая внутри, но покрыта пластиком снаружи.

Для улучшения эстетики и предотвращения попадания на механизм пыли имеется отдельная пластиковая накладка.

Горизонтальная тренога полностью металлическая и прикручивается к вертикальному держателю специальным фиксированным винтом, не требующим отвертки.

С левой стороны сзади есть окошко для фиксации замка Kensington. Незаменимая штука на выставках и в компьютерных клубах.

Красный джойстик с возможностью нажатия расположен позади справа. Им производятся все настройки параметров монитора. И почему-то именно в этом углу монитор ощутимо нагревается, что всегда ощущается ладонью при прикосновении.

Меню управления

При нажатии на джойстик пользователь попадает в экранное меню настроек. Сверху в нем отображена сразу вся полезная информация о текущем разрешении, частоте обновления, режиме HDR, статусе Adaptive-Sync и порте подключения. В меню игровых режимов на выбор есть пользовательский режим и фабричные режимы для игр в жанре FPS, Racing, RTS и RPG.

Режим «ночного видения» позволяет выбрать четыре варианта специальных настроек параметров экрана для пользования монитором в темноте.

В настройках скорости отзыва матрицы есть три варианта — нормальный, быстрый и самый быстрый.

При включении режима MPRT отображается информация о параметрах, на которые он повлияет.

Refresh Rate — это OSD-экран, который при включении отображает текущую частоту обновления кадров. Для этого можно выбрать подходящую позицию на экране, как правило, в одном из углов.

Есть возможность настроить встроенный таймер. И выбрать для него позицию на экране. Больше никаких «еще 15 минут, ой, а уже пять утра»!

Еще одна традиционно приятная для FPS-игроков функция — это экранный прицел. Больше не нужно рисовать его маркером или помечать клейкой лентой. Можно выбрать форму, цвет и местоположение.

И где-то в конце первого раздела меню скрывается переключатель функции Adaptive-Sync. Который влияет на функцию MPRT.

Во втором «профессиональном» пункте меню скрываются дополнительные фабричные режимы настройки картинки для уменьшения вредного голубого света, просмотра фильмов, офисной работы, дизайнерской работы с цветом (sRGB). А еще режим экономии энергии, включенный по умолчанию. Здесь также имеются переключатели Low Blue Light, HDCR (динамическая контрастность) и дублируется MPRT.

Функция улучшения изображения имеет четыре ступени и отвечает за более четкую «отрисовку» контуров предметов. Влияет на контраст.

Вкладка Image позволяет регулировать все основные параметры изображения в зависимости от выбранного режима монитора. Кстати, изменения записываются в профиль текущего режима вместо фабричных параметров. Здесь настраивается яркость, контрастность, резкость, отдельно температура для каждого из трех основных цветов и соотношение размера экрана (3:4 или 16:9).

На вкладке видео-входов можно либо выбрать один из них вручную, либо включить автоматический выбор того, на который подается сигнал.

На вкладке Navi Key можно настроить быстрый выбор определенной функции на одну из четырех позиций джойстика. Довольно удобно, если часто переключаете какой-либо параметр. Не нужно лишний раз проходить все меню.

Последняя вкладка отвечает за настройку меню монитора. Здесь можно выбрать язык интерфейса OSD.

Настроить прозрачность меню.

Выставить время отключения меню при отсутствии команд.

Настроить функцию кнопки питания, вывести постоянную информацию о текущих параметрах на дисплей, разогнать Display Port до максимума или сбросить все на заводские настройки.

Программное обеспечение

С официальной страницы продукта можно загрузить драйвер монитора с цветовым профилем и небольшое приложение под названием Display Kit (текущая версия 0.0.2.2). В нем можно разделять дисплей на две или три области для отображения только определенных приложений.

Настроить ориентацию картинки, разрешение, частоту обновления и разрядность картинки.

Переключать фабричные режимы изображения, настроить свой вариант качества картинки или привязать переключение профиля к запуску определенного приложения.

Во вкладке инструментов почему-то есть настройки параметров мыши, возможность вызова экранной клавиатуры и экранная лупа. Также меняется время автоматического отключения монитора в простое. Еще есть подключение к беспроводному дисплею и переключение дисплеев между собой.

Методика тестирования

Тестирование и калибровка монитора производились с помощью прибора X-Rite i1Display Pro. Монитор был подключен к видеокарте Gigabyte GeForce RTX 2060 Super Windforce OC 8G (GV-N206SWF2OC-8GD) родным кабелем Display Port и работал с частотой обновления в 165 Гц. Тесты проводились в операционной системе Windows 10. Перед началом проверки монитор был сброшен на заводские настройки. Использованные программные приложения: Argyll CMS 2.3.1, DisplayCAL 3.8.9.3, HCFR Colormeter 3.5.1.4, UFO Motion Tests.

Результаты тестирования

В мониторе MSI Optix G27CQ4 E2 используется 8-битная (+FRC) матрица типа VA с подсветкой W-LED. Заявлена возможность воспроизведения 1,07 млрд цветов и объем цветового пространства DCI-P3 в 91% и sRGB в 114% соответственно стандарту CIE 1976. Максимальное разрешение составляет 2560x1440 пикселей при частоте обновления в 170 Гц. Максимальная яркость заявлена производителем в 250 кд/м², статический контраст в 3000:1. Скорость отклика заявлена в 1 секунду для MPRT и 4 секунды GTG. По важным технологиям поддерживается Adaptive-Sync, AMD FreeSync Premium, HDR, Anti-Flicker, Less Blue Light. Посмотрим, как эти характеристики реализованы на практике. Для начала мы проверили все доступные фабричные режимы настройки изображения. При настройках «из коробки» монитор работает в режиме Eco.

Название профиля FPS Racing RTS RPG Anti-Blue Movie Office sRGB Eco
Яркость белого, кд/м² 236 217 217 186 145 228 194 209 158,9
Яркость черного, кд/м² 0,04 0,04 0,04 0,04 0,03 0,04 0,03 0,04 0,03
Коэффициент контрастности, х:1 5051 5206 5220 3801 3678 5187 5270 4745 5031
Цветовая температура, К 6872 6911 6914 7180 5416 6878 6901 6190 6731
Средняя ΔE*00 2,11 0,45 0,46 0,24 0,27 0,32 0,25 0,26 0,29
Максимальная ΔE*00 29,25 1,79 3,79 1,08 1,29 1,42 1,34 0,94 0,98
Охват цветового пространства sRGB, % 83,1 117,3 117,3 117,8 115,6 114,6 117,7 100,8 118,2
Охват цветового пространства Adobe RGB, % 57,2 80,8 80,8 81,2 79,6 78,9 81,1 69,5 81,5
Охват цветового пространства DCI-P3, % 58,8 83,1 83,1 83,4 81,9 81,2 83,4 71,4 83,7

Настройки основных параметров изображения для перечисленных выше режимов приведены в таблице ниже. Цветовая температура стоит в Normal, кроме sRGB, где регулировка контраста и температуры недоступна. В режиме Anti-Blue автоматически активируется параметр Low Blue Light.

Название профиля FPS Racing RTS RPG Anti-Blue Movie Office sRGB Eco
Яркость, % 75 65 65 80 60 70 55 70 70
Контраст, % 70 80 80 60 60 70 100 70
Резкость 2 0 4 2 3 0 0 0 0

Если кратко подытожить наши исследования, наиболее нормальным для глаз пользователя будет базовый режим Eco, сразу установленный в настройках. Недаром при попытке переключиться на другие режимы монитор выдает предупреждение, пусть и только о повышенном потреблении энергии. Вариант sRGB хорош в плане соответствия цветов, но имеет заниженную их температуру и меньший объем цветового пространства чем базовый Eco. Режим Office заслуженно получает звание «вырви глаз» и «ностальгия» за сверхвысокий контраст, благодаря чему изображение становится похожим на то, что было у «ламповых» ЭЛТ-мониторов из 1990-х в графике Windows 95. Anti-Blue выглядит тускло. А FPS яростно искривляет цвета, словно специально создавался под кислотные пейзажи Far Cry 3: Blood Dragon. Если планируется использование этого монитора для работы с графикой, его нужно откалибровать.

Защитное покрытие и кристаллический эффект

Монитор покрыт поляризационной пленкой и даже в инструкции четко указано, что не стоит пытаться ее снять (некоторые пользователи считают, что это транспортировочная пленка). Покрытие против бликов неплохо справляется со своей задачей, во всяком случае, если смотреть на него под прямыми углами, отражений не будет даже от ярких источников света. Но в результате кривизны и взгляда сбоку под углами менее 30 градусов от плоскости экрана появляются отражения изображения противоположной стороны монитора. Кристаллический эффект замечен не был.

Максимальная яркость и стабильность контраста

Показатели яркости и контрастности мы проверяли на базовом профиле Eco, поэтому они не абсолютны и изменяются от режима к режиму. Сама по себе матрица высококонтрастная. При заявленных значениях 3000:1 в некоторых режимах были зафиксированы характеристики и в 5300:1. Максимальная яркость этого экземпляра может быть достигнута на отметке в 307 кд/м² путем выкручивания контраста на максимум. Напомним, что производителем заявлено наивысшее значение яркости в 250 кд/м².

Типичное значение яркости для базового режима фабричных настроек составляет 211 кд/м² при 100% яркости и 70% контрастности.

Приятно удивляет стабильность контраста, хотя его показатели заметно завышены по отношению к заявленным характеристикам. Значения постоянно находятся возле отметки 5200:1, проседая до 5100:1 только при яркости ниже 10%.

Точность цветопередачи

Соответствие цветового спектра общепринятым стандартам на заводских настройках мы проверяли при уровне яркости в 120 кд/м², что соответствует 45% в соответствующем меню.

Официально заявленные значения DCI-P3 в 91% и sRGB в 114% соответственно стандарту CIE 1976 несколько отличаются от фактических DCI-P3 в 84% и sRGB в 118%, но являются довольно неплохими. Где-то меньше, где-то больше.

Температура цветов нестабильная и сильно завышена при низкой яркости. К эталонному значению в 6500К она пытается приблизиться только при максимальной яркости.

По гамма-кривым видим, что синий цвет сильно выше референтных значений, а красный и зеленый наоборот очень близки.

Дисплей достаточно точно воспроизводит все цвета. По современному стандарту ΔE*00 не только среднее, но и максимальное значение отклонения меньше единицы. Пара существенных проблем здесь это отклонение точки белого от номинала и нестабильность цветовой температуры. Посмотрим, что с этим можно сделать.

Калибровка

В процессе калибровки мы стремились привести цветовые температуры и точку белого к нужному стандарту. При яркости в 120 кд/м² цвета выровнялись около 6500К при следующих значениях в меню настроек монитора:

  • яркость — 85%;
  • контраст — 49%;
  • красный цвет — 92%;
  • зеленый цвет — 92%;
  • голубой цвет — 82%.

Охват цветового пространства DCI-P3 в 82% и sRGB в 116% стал немного меньше (на 2% относительно начальных значений).

Зато цветовую температуру удалось привести близко к номиналу, хотя бы в диапазоне от 20 до 100% яркости.

Гамма-кривые стали максимально приближенными к референтным значениям после 50% яркости.

В результате калибровки монитор стал полностью пригодным для работы с дизайном и обработки фотографий.

Равномерность подсветки

Слабая сторона этого монитора — равномерность подсветки, особенно в нижней части экрана. Хотя в центральной верхней части все относительно хорошо.

Видимые глазу засветы появляются в полностью темной комнате. Это восемь вертикальных зон, расположенных по четыре, у нижних и верхних граней в местах изгиба экрана. Первое фото отображает то, как их видит глаз. На втором можем увидеть снимок с длинной экспозицией.

Углы обзора

Заявленные углы обзора составляют 178 на 178 градусов. Но есть нюансы, вызванные кривизной экрана. С учетом отражений и искажения центр монитора по горизонтали будет четко виден где-то под 120 градусов. Интересно меняется и яркость подсветки. Под 45 градусами относительно центра она заметно светлеет, а затем сразу начинает возвращаться к начальной яркости по мере увеличения угла зрения. Одним словом, это монитор для эгоистов, потому что просматривать за ним фильмы всей семьей будет неудобно из-за перепадов яркости при взгляде со стороны.

Скорость матрицы

Скорость отклика матрицы — это один из важнейших параметров для игрового монитора. Но на практике существует ряд нюансов, которые появляются на пересечении технических возможностей устройства и особенностей человеческого восприятия. MSI Optix G27CQ4 E2 в этом плане не исключение. Начнём с хороших новостей. Anti-Flicker здесь действительно работает как следует, и мерцания пользователь не увидит. Адаптивная синхронизация также отлично исключает разрывы в кадрах. Высокая частота обновления делает движущиеся объекты более четкими. Теперь относительно плохого. Используемая здесь VA-матрица имеет одну неприятную особенность, и это присуще всем панелям такого типа. А именно, при отсутствии явного гостинга (прозрачного следа от движущегося объекта) проявляется так называемый smearing, то есть черный смазанный след. Хуже всего он проявляется на темном фоне и, собственно, все доступные настройки в мониторе помогают преодолеть (или уменьшить) этот эффект в светлых оттенках. Есть и определенная зависимость между настройками времени отклика и частотой обновления кадров. К примеру для 165 Гц режим Fastest вполне подходит. В то же время для меньшей частоты, например для 120 Гц при нем может возникать «overshoot» и скорость реакции лучше будет установить на Fast. Adaptive-Sync на все это оказывает малое влияние. А параметр MPRT может сделать контуры объекта более четкими, но он занижает яркость, в результате чего эффект смазывания заметно сильнее. Итак, в играх или фильмах, где подвижные сцены происходят в светлых или ярких тонах, все будет хорошо. Но в темных сценах или при низком освещении темные следы гарантированы. Частично это компенсируется только высоким контрастом, высветляющим темные области.

Итоги

Как уже упоминалось в начале, игровой монитор MSI Optix G27CQ4 E2 попадает в среднюю рыночную нишу, где существует очень плотная конкуренция. И его параметры подобраны таким образом, чтобы быть конкурентными относительно других предложений. Такой подход к проектированию продукта создает не только преимущества, но и недостатки, которые появятся в результате попытки следовать общим тенденциям, то есть моде.

Например, устройство имеет хорошую диагональ в 27″ с достаточно высоким разрешением. Не большую, но и не маленькую по современным меркам. Зачем придавать ей кривизну? Ибо это игровая мода, примерно как «мыши в дырочку». И все равно, что практический смысл в кривизне появляется на гораздо больших диагоналях. Далее имеем отрицательное следствие — неравномерность подсветки, а также то, что кривизна уменьшает углы обзора для других лиц, кроме пользователя.

Игровой монитор должен иметь быструю матрицу. Значит используем VA, потому что она быстрая и сейчас все так делают. Но она имеет конструктивную особенность — смазывание движущихся предметов на темном фоне. Хотя и другие типы матриц имеют свои не менее интересные артефакты. Тут уж кому что нравится, и кто с чем согласен смириться. Но из-за этого есть и позитив — высокая контрастность и отличная цветопередача, которая после соответствующей калибровки позволяет заниматься даже графикой на профессиональном уровне. Отсутствие дополнительных портов и ограниченная эргономика подставки могла бы также быть недостатком, но ввиду конечной стоимости это вполне оправдано.

Итак, с моей точки зрения, MSI Optix G27CQ4 E2 является сбалансированным продуктом среднего уровня. За свои деньги это хороший экран, на котором и играть удобно, и работать можно эффективно. Конечно, для таких задач существуют более специфические мониторы. Но и стоят они совсем иначе.