Подавляющее большинство современных игр, независимо от жанра, адаптировано для стандартных мышей, коим достаточно трех или пяти клавиш для быстрого взаимодействия с персонажами. Однако есть отдельная категория игроков, увлекающаяся MMO- и MOBA-баталиями, которым откровенно не хватает кнопок, чтобы задействовать все необходимые команды. Специально для них, в ассортименте почти каждого более-менее заметного производителя игровой компьютерной периферии есть хотя бы одна MMO-мышь, которую отличает от остальных подобных устройств обилие дополнительных клавиш. Но мало кто помнит, что законодателем мод на многокнопочные манипуляторы в теперь уже далеком 2009 году стала компания Razer со своей мышью Naga, обладавшей сразу 14 дополнительными кнопками. После нее все бурно бросились делать похожие устройства, которые, как и оригинал, не пользовались бурным успехом у покупателей. Причина проста — с одной стороны, класс MOBA-игроков был намного меньше в сравнении с любителями FPS- и RTS-игр. С другой стороны — не так то и легко на ощупь правильно попасть пальцем в единственную нужную кнопку, когда их так много. Следующая итерация концепции MMO-мыши, гораздо более удачная с моей точки зрения, вышла лишь в 2012 году и называлась Razer Naga Hex. У нее было шесть механических кнопок под большим пальцем, которые отлично находились в слепую и не требовали времени на привыкание и запоминание. В данном же обзоре мы расскажем про свежеиспеченную модификацию этой мыши — Razer Naga Hex V2.
Технические характеристики
Производитель | Razer |
---|---|
Сайт производителя | razerzone.com |
Модель | Naga Hex V2 |
Интерфейс | Проводной (USB) |
Тип | Геймерская (FPS/MMO/RTS-игры) |
Тип сенсора | Лазерный |
Модель сенсора | Philips PLN2037 Twin Eye |
Разрешение, cpi | 100 – 16000 |
Количество кнопок | 14 кнопок + прокрутка (левая, средняя, правая, наклон колеса влево и вправо, две клавиши выбора разрешения, семь боковых кнопок) |
Максимальное ускорение, g | 50 |
Высота отрыва от поверхности (LOD), мм | 1 – 5 |
Максимальная скорость, м/сек | 5,34 |
Частота опроса USB-порта, Гц | 125 / 500 / 1000 |
Частота кадров, fps | – |
Внутренняя память, Кбайт | – |
Скролл | 1 |
Прокрутка вертикальная/горизонтальная | +/+ |
Длина шнура, м | 2,1 |
Возможность изменения массы | – |
Возможность регулировки формы корпуса | – |
Материал кабеля | Нейлоновая оплетка |
Материал поверхности корпуса | Пластмасса, резина |
Цвет | Черный |
Подсветка | Да (RGB, 16,8 млн. цветов) |
Зоны подсветки | Колесо прокрутки, боковые кнопки, логотип на корме |
Материал ножек | Тефлон (PTFE) |
Программное обеспечение | Да |
Размеры, (Д х Ш х В) мм | 119 x 75 x 43 |
Вес, г | 135 (105 без кабеля) |
Совместимость с ОС | Windows 7, 8, 10/ Mac OS 10.9-10.10 |
Дополнительно | – |
Средняя стоимость, $ | 80 |
Поставка и комплектация
Внешний дизайн упаковки у продуктов Razer всегда был на высоте, и этот раз не стал исключением. Черная коробка с зелеными боковыми гранями сразу выделается на фоне конкурентов. Изображение и название мыши спереди и лаконичное описание достоинств — сзади. Про габариты и информацию о совместимости изделия можно узнать, посмотрев на дно упаковки. Сверху же есть мягкий хлястик для подвески на торговые стенды.
Открывается упаковка очень легко — крышка держится на одной липучке и клейкой одноразовой пломбе. Потенциальный покупатель сразу получит доступ к «телу» мыши, сможет извлечь ее, примерить и рассмотреть со всех сторон.
Комплект поставки весьма скромен: мышь, инструкция, две наклейки с логотипом компании и традиционный листочек с обращением от президента Razer — Мин-Лианг Тана. Дно манипулятора заклеено пленкой в транспортном положении.
Внешний вид и дизайн
В сравнении с прошлыми моделями, корпус Razer Naga Hex V2 стал более приятным, как с точки зрения эргономики, так и внешнего вида. В качестве основного покрытия здесь применяется шероховатый и цепкий пластик, который практически не собирает отпечатки пальцев и быстро испаряет жидкость. По размерам мышь получилась чуть больше среднего и достаточно комфортно ложится даже в крупную ладонь.
Правая боковина манипулятора имеет продуманную эргономическую подставку, на которой свободно размещается безымянный палец. Мизинец же прочно охватывает резиновую вертикальную боковую вставку. Кнопок здесь нет.
Слева на мыши, точно посередине, в виде круга располагается семь пронумерованных дополнительных клавиш. В центре круга есть резиновая вставка, в которую можно упереть подушечку большого пальца. Держится он там не очень уверенно и со временем возникает желание сместить палец пониже, в район кнопок «1» и «4». Кстати, глядя на это, встает закономерный вопрос — почему маркетологи решили назвать модель Hex, если кнопок здесь на самом деле семь? Naga Seven звучало бы ничем не хуже.
В передней части мыши есть два стильные металлические сеточки (традиционные почти для всех последних продуктов компании), имитирующие воздушные решетки спортивных автомобилей. Сигнальный кабель входит в корпус по центру, в месте контакта есть хорошая защита от перегиба, расположенная достаточно низко по высоте. Подгонка панелей и деталей корпуса выглядит близкой к идеалу. Колесо прокрутки прорезинено и имеет тройные тактильные насечки, нанесенные рядами. Колесо кстати наклоняется в стороны, о чем недвусмысленно напоминают выгравированные на основных кнопках стрелочки. Вращается оно весьма и весьма тихо, даже на высокой скорости. Имеет четко ощутимые позиции фиксации.
Шнур в нейлоновой оплетке имеет длину 2,1 м. Он очень мягкий и гибкий. Ферритовые накладки отсутствуют. USB-разъем позолочен.
Округлая задняя панель слегка приподнята над поверхностью, из-за чего нижняя часть ладони на ней слегка провисает.
Эргономика у Razer Naga Hex V2 хорошая и достаточно универсальная, хотя корпус и заточен под использование исключительно правой рукой. Лучше всего мышь лежит в руке при «пальцевом» и «когтевом» хвате. «Ладонный» тоже вполне подойдет, но ощущается не так хорошо, как два предыдущих варианта.
Сопротивление нажатию у левой и правой клавиши манипулятора среднее по жесткости, срабатывание четкое, без свободного хода, звук клика чуть громче обычного. Средняя кнопка под колесом прокрутки довольно тугая и звучит приглушенно. В стороны отклоняется с небольшим усилием, звук срабатывания тише среднего. Две кнопки выбора разрешения очень мягкие и тихие. Поведение боковых кнопок сложно охарактеризовать однозначно. Производитель называет их механическими, однако характер срабатывания больше указывает на их мембранную природу. Колпачки клавиш слегка шевелятся в своих гнездах, хотя разболтанными их назвать все же нельзя. Их активация сопровождается тихим щелчком.
На дне мыши есть три крупные тефлоновые ножки специфической формы. Посередине расположен глазок сенсора (Philips PLN2037 Twin Eye), вокруг которого наклеена еще одна вставка из тефлона. Специальных зацепок для демонтажа ножек обнаружено не было.
Три зоны RGB-подсветки на мыши — это колесо прокрутки, логотип Razer в задней части верхней панели и зона вокруг центральной резиновой вставки вместе со всеми семью дополнительными клавишами. Весь воспроизводимый спектр цветов выглядит очень живо и сочно. И даже белый цвет действительно похож на белый. И это замечательно.
Фирменное ПО
Razer Naga Hex V2, как и подавляющее большинство современных продуктов компании, использует универсальное программное обеспечение Razer Synapse версии 2.20, способное хранить все настройки пользователя в собственном облачном сервисе. Оно обновляется автоматически (в том числе и прошивка устройства) и поддерживает локализацию на десять языков. Здесь же можно посмотреть инструкцию пользователя, посетить веб-сайт или страницы компании в социальных сетях. Для использования драйвера потребуется регистрация пользователя и работоспособный интернет, хотя потом его можно запускать и в автономном режиме. Кроме того, тут доступна функция регистрации продукта и проверки статуса его гарантии.
Первый раздел вкладки «Мышь» позволяет переназначать 16 команд на всех кнопках и колесе прокрутки манипулятора. В каждом профиле сохраняется до восьми вариантов назначения кнопок. Активацию любого профиля можно привязать к старту любого необходимого приложения. Вариантов команд есть великое множество, потому перечислять их все не имеет особого смысла. Стоит только упомянуть, что запись и активация сложных макросов тоже поддерживается.
В подразделе «Эффективность» собраны настройки, касающиеся сенсора мыши. Чувствительность датчика регулируется в пределах от 100 до 16000 dpi с шагом в 100 единиц. Оси X и Y можно настраивать как вместе, так и раздельно. Всего в каждом профиле можно выставить до пяти фиксированных уровней чувствительности, чтобы потом было проще переключаться между ними. Здесь же есть ползунок регулировки ускорения курсора (его лучше всегда оставлять в позиции «0») и выбор трех вариантов частоты опроса сенсора — 125, 500 или 1000 Гц.
В разделе «Подсветка», как следует из названия, собраны все элементы, касающиеся ее регулировки. Три зоны RGB-подсветки можно настраивать как совместно, так и раздельно. На выбор есть четыре эффекта (дыхание, смена цветов спектра, динамичный эффект — индикаторы загораются при нажатии на кнопки либо статичное свечение). Что особенно порадовало тут, так это ползунок регулировки яркости подсветки с шагом в 1%. Можно заставить все индивидуальные зоны подсветки ярко сиять или светить тускло, на свое усмотрение.
Раздел «Калибровка» отвечает за настройку высоты отрыва сенсора (LOD — lift-off-distance). Если ее включить, то можно выбрать, либо из предустановленных вариантов настройки LOD для фирменных игровых поверхностей, либо настроить свой вариант. После калибровки становится активной и ручная регулировка LOD в диапазоне значений от 1 до 10.
Встроенный редактор макросов мы уже неоднократно наблюдали в прошлых обзорах продуктов компании, и он ничуть не изменился внешне и по принципу действия. Последовательно записываются все нажатия клавиатуры и мыши с временными задержками или без них. Запись движения курсора и направления прокрутки невозможна. Все макросы хранятся в памяти облачного сервиса и на локальной машине.
Нечто новенькое в драйвере — это поддержка Chroma-приложений. Фактически это программные прокладки, позволяющие сторонним приложениям управлять подсветкой и световыми эффектами устройств Razer в целях сигнализации о каком-то игровом событии. К сожалению, на данный момент здесь не удалось обнаружить ничего работоспособного.
Модуль сбора статистики по использованию устройств Razer тоже запускается из интерфейса драйвера, но является отдельным ПО. Здесь записываются данные по работе всех устройств, когда-либо подключенных конкретным пользователем.
Тепловая карта отображает визуально точки, в которых наиболее часто производятся нажатия мыши в каждой отдельной игре.
Второй вариант карты отслеживает траектории движения курсора, отмечая крупными кругами зоны, где курсор проводит больше всего времени.
Эргономика и тестирование
Тестирование мыши Razer Naga Hex V2 производилось на фирменном коврике Razer Goliathus WoT (Speed medium). Отмечу, что форма манипулятора сразу подошла к моей руке и ощущалась как достаточно комфортная. Мышь крепко лежала в ладони благодаря нескользящему матовому покрытию и резиновым боковым вставкам. Способствовал этому и относительно небольшой вес корпуса — всего 105 грамм без учета провода, закрепленного в специальном держателе. Материал, из которого изготовлена поверхность корпуса Naga Hex V2, заслуживает отдельной похвалы — он вообще не собирает грязь и отпечатки пальцев и кожа ладони на нем практически не запотевает. Качество сборки продукта в целом тоже находится на высоте — ничего не люфтит, не скрипит, и не шатается. Даже при сильном ударе о стол ни с одним из переключателей не происходит непроизвольного срабатывания. Мягкий провод никак не мешает движениям манипулятора, а крупные ножки обеспечивают плавное и хорошо контролируемое скольжение. Нажатия на все кнопки и колесо прокрутки мне понравились по ощущениям тактильной отдачи. Реализация колеса прокрутки, наверное, лучшая из всего, что выпускалось под маркой Razer — оно четкое, тихое и не имеет люфта в стороны. На привыкание к расположению боковых клавиш мне понадобилось довольно много времени, в первую очередь, потому, что их там семь, а не шесть. Кроме того они расположены несколько странно — по часовой стрелке идут цифры 1, 2 и 3, а против часовой — цифры с 4-ой по 7-ю. В результате, при нажатии можно легко спутать между собой кнопки 6 и 7, потому что их активация производится основанием подушки большого пальца, а не кончиком. Чтобы нажать кончиком большого пальца эти клавиши, его пришлось бы слишком сильно отводить назад.
Подсветка устройства способна вызвать бурю восторга у неискушенного пользователя. И, на самом деле, она хороша — все цвета выглядят четко и живо, в том числе и белый цвет, с которым RGB-диоды обычно испытывают огромные проблемы.
Программное обеспечение не вызвало каких либо вопросов в освоении, его можно считать достаточно простым и понятным.
Поведение сенсора Philips PLN2037 Twin Eye в данной модели мыши я бы назвал слегка странным и неоднозначным. Первое, что бросилось в глаза при изначальной настройке драйверов — это управление высотой отрыва. Даже выставив ее в «0» на родном ковре, от курсора не удалось добиться мгновенного замирания при подъеме мыши. Он все равно ощутимо смещается, причем если на низких разрешениях это не особо мешает, то на высоких — прыжок курсора весьма заметен при отрыве. Кроме того, иногда мышь «забывает» настройки LOD и начинает использовать средние «по умолчанию». Переубедить ее изменением настроек в драйвере не удается и остается произвести сброс вручную, путем зажимания левой, правой и средней кнопок мыши на пять секунд. Далее, хотя сглаживание траектории и точность позиционирования курсора находится на приемлемом уровне, у данного сенсора явно ощущается сильная и непредсказуемая акселерация, как негативная, так и позитивная. И наконец — самое главное, предельная скорость и ускорение. С этим проблем еще больше. По паспорту Naga Hex V2 должна выдерживать ускорение в 50g и максимальную скорость в 5,34 м/с. По факту, срывы курсора стабильно происходят уже после 3 м/с. Причем срыв курсора приводит, обычно, не просто к замиранию, а к полной дезориентации сенсора, после которого он начинает жить своей жизнью и двигаться по осям в произвольном направлении вплоть до повторного подключения мыши к порту. Характер данного явления не зависит от текущего разрешения и проявляется как на «верхах», так и на «низах». Хотя и данной скорости будет достаточно в большинстве игр, любителям динамичных FPS-баталий Naga Hex V2 может не подойти. И в довершение всего — данный сенсор очень боится пыли, накопление которой быстро приводит к его нестабильной работе. Лечится это продувкой окошка сенсора струей воздуха.
Итоги
Результаты тестирования мыши Razer Naga Hex V2 оставили во мне смешанные чувства, не позволяющие дать ей однозначную оценку. Потому, проще всего будет описать ее достоинства и недостатки, предоставив возможность читателям самостоятельно определиться со своими симпатиями. Собственно начать стоит с «минуса», поскольку у данной мыши он всего один — и это сенсор Philips PLN2037 Twin Eye. В погоне за огромными значениями dpi (кому они нужны на самом-то деле?) производитель упустил из виду самое главное — стабильность работы датчика. В данном варианте PLN2037 испытывает трудности с калибровкой высоты отрыва и с устойчивостью к срывам на скоростях выше 3 м/с. Критично ли это? Для большинства игроков, тем более целевой аудитории, предпочитающей ММО-игры — нет. Они просто не будут подвергать мышь столь высоким нагрузкам. А вот для любителей FPS вроде Battlefield 1, CS: GO или Rainbow Six Siege эта мышь точно не подойдет. По крайней мере — до момента корректировки указанных проблем через драйвер или прошивку, если это вообще возможно.
Что же с достоинствами Razer Naga Hex V2? К ним относится все остальное — красивый внешний дизайн, приятные материалы корпуса, отличная эргономика, надежная конструкция, качественная сборка и подгонка всех панелей и деталей, продвинутая система RGB-подсветки и хорошее программное обеспечение. Отдельно отмечу насколько хорошо сделано колесо прокрутки и подобраны переключатели для основных и вспомогательных кнопок.
Таким образом, Razer Naga Hex V2 — это действительно достойный кандидат на покупку среди MMO-манипуляторов, при условии, что ее будущий владелец не увлекается на профессиональном уровне игрой в FPS-игры.