В третьем квартале 2013 SteelSeries анонсировала новый контроллер Rival, призванный стать очередным хитом в линейке геймерских манипуляторов.
Имя модели в переводе с английского языка означает «соперник». Не совсем обычное название говорит о серьёзных намерениях мыши из бюджетного ценового сегмента составить конкуренцию продуктам более высокого уровня. Лишнее тому подтверждение прозвучало из уст президента SteelSeries — Брюса Хоувера (Bruce Hawver):
«Мы назвали новую мышь «Rival» (Соперник), потому что считаем, что она превосходит любую другую модель своей ценовой категории на рынке. Новая эргономическая форма и высокоточные компоненты обеспечивают невероятную точность, комфорт и надежность. В сочетании этих черт с новым ПО SteelSeries Engine 3 пользователи найдут полностью новые возможности настройки мыши».
Новинка выпускается в черном цветовом исполнении и обладает множеством отличительных характеристик, среди которых прорезиненные боковины, эргономичная форма корпуса, настраиваемая светодиодная подсветка, возможность замены съёмных панелей. Не менее интересным является то, что манипулятор Rival стал одним из первых продуктов компании, получивший поддержку обновленного фирменного ПО SteelSeries Engine 3.
Вместе с тем, ключевая особенность мыши заключаются в технической составляющей. Устройство оснащено шестью программируемыми кнопками с механическими переключателями производства SteelSeries. Во главе аппаратной базы находится современный оптический сенсор PixArt PMW3310, отслеживающий движения на скорости перемещения до 200 дюймов в секунду и максимальным разрешением 6500 cpi.
Детально со всеми вышеперечисленными особенностями SteelSeries Rival мы постараемся ознакомиться в сегодняшнем обзоре. По традиции начнём с осмотра технической спецификации.
Технические характеристики
Производитель | SteelSeries |
Сайт производителя | http://steelseries.com/ |
Модель | Rival |
Интерфейс | Проводной (USB) |
Тип | Геймерская |
Сенсор | Оптический |
Модель сенсора | PixArt PMW3310 |
Разрешение, cpi | 50–6500 |
Количество кнопок | 6 |
Максимальное ускорение, g | 50 |
Максимальная скорость, дюйм/сек | 200 |
Частота опроса USB-порта, Гц | 125/250/500/1000 |
Срок службы переключателей, млн. | 30 |
Минимальное время отклика, мс | н/д |
Внутренняя память | – |
Скролл | 1 |
Прокрутка вертикальная/горизонтальная | +/– |
Длина кабеля, м | 2 |
Возможность изменения массы | – |
Возможность регулировки формы корпуса | – |
Материал корпуса | Пластик/прорезиненные вставки |
Материал кабеля | Нейлоновая оплётка |
Цвет | Чёрный |
Подсветка | + (мульти 16,8 млн. цветов) |
Материал ножек | Тефлон |
Программное обеспечение | + (SteelSeries Engine 3) |
Размеры, см | 13,3 x 7 x 4 |
Масса, г | 128 |
Совместимость с ОС | Windows 8 / 7 / Vista / XP |
Дополнительно | Встроенные резиновые боковины, приятное на ощупь покрытие, мягкая матерчатая оплётка кабеля, обновлённое фирменное программное обеспечение SteelSeries Engine 3, две сменные пластины |
Поставка и комплектация
Мышь запакована в компактную картонную коробку с матовой текстурой. В её оформлении доминируют черные тона, переплетающиеся с ярко-оранжевыми вставками. По периметру распределена вся необходимая информация и перечислены важные особенности. Так, на лицевой стороне мы видим изображение контроллера, название фирмы-производителя, логотип, наименование модели и совместимость с ОС Windows/Mac. В нижнем левом углу указана фраза Deadly Precision, в дословном переводе означающая «смертельно точную» систему слежения оптического сенсора PixArt.
На обратной стороне коробки приведено описание на нескольких наиболее распространённых языках, обозначены зоны подсветки и кратко изложены возможности ПО SteelSeries Engine 3. Подробные технические спецификации вынесены на правую боковину.
Передняя панель представлена в виде открывающейся дверцы, фиксируемой липучками с обеих сторон. На развороте схематически отображены основные и дополнительные элементы управления с кратким описанием функций.
Внутри упаковки мышь установлена на платформе оранжевого цвета, сверху закрытой блистерной вставкой. Прозрачный пластик защищает корпус от царапин и одновременно придает респектабельный вид. Позади подложки аккуратно сложен скромный по своему наполнению комплект поставки. В него вошли:
- руководство пользователя;
- каталог продукции;
- фирменная наклейка с логотипом компании;
- сменная панель с надписью SteelSeries.
Внешний вид и дизайн
Внешние очертания и форм-фактор Rival практически не имеют ничего общего с другими представителями модельного ряда. Долгое время основное внимание инженеров SteelSeries было сфокусировано на создании контроллеров с симметричной формой. Сейчас мы наконец-то видим перед собой полную противоположность данного подхода.
Мне показалось, что это пошло на пользу новинке, так как однотипные по своему оформлению модели Kana, Kinzu и Sensei уже «приелись» даже самым ярым поклонникам бренда. Безусловно, в Rival просматриваются свежие идеи, необходимые для привлечения ещё большего внимания геймеров.
В официальном пресс-релизе Rival, представители компании отмечают её сходство с моделью Ikari, в недалёком прошлом удостоенной множества наград. С таким сравнением тяжело согласиться, так как кроме формы, рассчитанной под правшей и наличия оптического сенсора, в этих устройствах много различий.
Первое, что хотелось бы отметить в дизайне — это оптимально подобранный баланс внешне привлекательного оформления и эргономики. Небольшое количество декоративных деталей напрямую связано с тем, что первоочередной целью для разработчиков было достижение максимального комфорта. Впрочем, этот факт вряд ли удивит пользователей, имеющих в своем арсенале пару тройку устройств этого бренда.
«Прошло немало времени с тех пор, как мы создали последнюю мышку для правшей. Мы вернулись к чертежной доске и, взяв за основу полюбившиеся геймерам мышки, создали этот дизайн, в основе которого лежит эргономичность».
Несмотря на своё умеренно простое оформление, в устройстве можно разглядеть определённые отличительные признаки. Одними из них являются объемные эластичные пластины, позволяющие персонализировать своё оборудование. С комплектом поставки предоставляются две прорезиненные таблички с выгравированными надписями Rival и SteelSeries. Они плотно устанавливаются в специальный отсек, размещённый на заднем торце, без использования специальных инструментов и креплений. Их замена занимает считанные минуты. В дальнейшем производитель обещает предоставить подробные инструкции по созданию собственных именных табличек, создаваемых на 3D-принтерах.
В подладонной области выгравирован фирменный логотип, представляющий собой одну из зон подсветки.
В большей степени корпус изготовлен из легкого пластика с различной текстурой поверхности. На верхней панели преобладает приятное в тактильном плане софт-тач покрытие с повышенной устойчивостью к видимым отпечаткам пальцев.
Помимо всего прочего, матовый пластик имеет ещё одно положительное свойство, которое заключается в предотвращении запотевания ладони. Это критично важно для геймеров, ведущих длительные игровые сетинги.
Для получения наибольшего контроля и выбора оптимально захвата корпуса его боковины оснащены прорезиненным материалом с рельефной текстурой. По информации, изложенной на официальном сайте, прорезиненные бока встроены прямиком в мышку, а не приклеены к ней.
При взгляде сверху отчётливо видна ассиметричная форма, подходящая под управление правой рукой. Корпус изогнут по направлению к правой стороне, однако подставки для мизинца здесь нет. Правая боковина скошена под прямым углом и также исключает расположение большого пальца на свободной площадке.
Посадка высокая. Внешне нестандартная конструкция спинки плавно переходит в правую часть. В результате сочетания этих двух факторов одинаково удобными представляется хват ладонью и пальцами.
Физические размеры Rival превосходят стандартные габариты контроллеров, в том числе большинство моделей из линейки SteelSeries. Его длина составляет 13,3 см, а ширина 7 см. Инженеры постарались максимально удлинить корпус, адаптировав его для больших и средних ладоней. Мышь на 8 мм длиннее и на 2 мм шире Sensei. При столь солидных габаритах она сохраняет легкость и манёвренность при скольжении. Общая масса равна 128 г.
Стандартный набор из трёх элементов управления восполняется тремя дополнительными кнопками. Основная правая и левая клавиши имеют привычное место дислокации. Их размеры и форма абсолютно идентичные.
Примечательно, что в новом манипуляторе производитель впервые испытал собственные механические переключатели и тем самым отказаться от уже проверенных годами компонентов фирмы Omron. Как и японские свитчеры, кнопки SteelSeries выдерживают до 30 млн. срабатываний. По характеру работы они практически ничем не отличаются друг от друга.
Нажатия проходят мягко с довольно информативным и отчётливым откликом. Глубина хода средняя. Единственное на чем акцентируется внимание — это приглушённый отклик. Звонкие щелчки свитчеров Omron мне показались более информативными. Если принять во внимание тот факт, что большая часть геймеров ведут виртуальные бои в позднее время, умеренно тихие переключатели SteelSeries придутся как нельзя кстати. Интересно то, что каждая из шести кнопок имеет собственный характер щелчка.
Узкое колесо прокрутки, разделяющее границы основных клавиш, находится спереди. Его ширина составляет 6 мм. Основа скрола сделана из прозрачного пластика для передачи света от диодов. Больше чем наполовину он погружен вглубь корпуса, поэтому подсветка видна лишь в виде тонких полос. Поверх пластмассовой основы приклеен прорезиненный обод с сегментированными делениями, проходящими вдоль. Обороты происходят очень плавно и умеренно тихо. Небольшой треск проявляется при прокрутке вперёд. Переходы между позициями хорошо ощутимы. При вертикальном нажатии скролл выполняет функции опциональной кнопки.
За колесом прокрутки расположился едва заметный переключатель cpi, меняющий уровни чувствительности оптического датчика. Этот элемент полностью программируемый и при необходимости можно самостоятельно подобрать для него желаемое действие.
Ближе к верхней части левой боковины дислоцируются практически незаменимые для хардкорных геймеров две программируемые кнопки. При заводских настройках они выполняют браузерные функции переключения вперёд/назад.
С помощью ПО SteelSeries Engine 3 их команды легко меняются на любые другие комбинации в играх и повседневной работе. Кнопки крупные, что облегчает их обнаружение на ощупь. Нажатия мягкие и такие же информативные, как и у основных клавиш. Это не удивительно, так как в них также используются свитчеры SteelSeries. Сопротивление при активации подобрано таким образом, чтобы минимизировать случайные срабатывания.
Манипулятор наделён двумя независимыми зонами подсветки — логотип на спинке и скролл. Цвет для каждой зоны подбирается из огромного количества оттенков богатой палитры RGB.
Яркость регулируется по четырём уровням через ПО SteelSeries Engine 3. На максимальном уровне иллюминация смотрится в меру насыщенной и эффектной. Вдобавок к этому предусмотрено несколько режимов работы:
- Steady — постоянное свечение диодов с выбранным оттенком цвета;
- Breathe — режим дыхание (пульсации);
- ColorShift — циклическая смена цветового спектра.
По краям днища распределены четыре тефлоновые ножки с низком коэффициентом трения.
Размеры накладок в нижней части превышают ножки, прикреплённые в верхней.
По центру вмонтировано окошко оптического сенсора PixArt.
Большинство пользователей привыкли наблюдать в спецификациях игровых мышей модели сенсоров всемирно известной компании Avago Technologies. Игровые датчики PixArt Imaging Inc., ещё пару лет назад выкупившей у Avago солидную долю патентов по навигационной оптике (свыше 600), в большинстве случае воспринимаются как компоненты для бюджетных манипуляторов. За последнее время сенсоры PixArt так и не смогли обрести желаемую популярность, однако до сих пор пользуются спросом у ряда известных производителей компьютерной периферии. Датчики PixArt не впервые опробованы инженерами из SteelSeries. Ранее геймеры могли оценить качество их работы в мышках Kana (PAW3305DK), Kinzu V2 (PAW3305DK) и WoW Legendary (PAW3305DK).
По своим техническим характеристикам и показателям оптический сенсор PixArt PMW3310 сопоставляют с датчиками Avago серии ADNS-A3080/A3090. В какой-то мере такое сравнение можно посчитать вполне уместным, так как в PMW3310 задействована аналогичная линза (ADNS-2120-001).
Основные достоинства сенсора заключаются в наличии интегрированного осциллятора PixArt, пониженное энергопотребление, переменная частота кадров и конфигурируемый режим сна. Другая его заслуга состоит в предотвращении аппаратного ускорения, что позволяет с высокой точностью отслеживать минимальные движения. Датчик работает в диапазоне 50–6500 сpi, с максимальным ускорением в 50 g.
Устройство подключается к ПК при помощи двухметрового USB-кабеля. Провод тонкий и хорошо гнётся в любом направлении. Защитной нейлоновой оплетки он не имеет. Очевидно, это стало следствием удешевления стоимости.
Фирменное ПО SteelSeries Engine 3
Как уже отмечалось выше, Rival стал одним из первых продуктов, удостоившийся поддержки обновленной программной платформы SteelSeries Engine 3. Данная утилита, как и её предшествующие версии, помогает выполнять детальную настройку. Я решил опробовать весь функциональный набор и поэтому принялся к кастомизации в ПО SteelSeries Engine 3. Клиент приложения можно загрузить с официального сайта, посетив раздел «Загрузки». В процессе тестирования использовалась самая актуальная на момент написания материала версия SteelSeries Engine 3 v.3.1.4, установленная на ПК с ОС Windows 7 64-bit. Инсталляция утилиты заняла около 2–3 минут и завершилась успешно. Заметим, что даже без фирменного ПО мышь мгновенно определилась в системе как стандартное HID-совместимое устройство и выполняла все базовые функции.
Несмотря на то, что Rival это новый продукт, к нему уже доступны обновления прошивки. Заводскую версию 148.0.0.0. я быстро обновил до 150.0.0.0.
После инсталляции SteelSeries Engine 3 возникла проблема определения утилитой контроллера Rival. Приложение настоятельно рекомендовало подключить необходимую периферию, в то время как USB-кабель был подключен к соответствующим разъёмам на материнской плате. Перезагрузка ПК не дала никаких положительных результатов. Внимательно ознакомившись с комментариями на зарубежных форумах SteelSeries и разделов F.A.Q. стало ясно, что проблема имеет массовый характер. Самым простым вариантом её решения оказалось подключение кабеля к другим USB портам и последующей перезагрузки системы. Именно после подобных манипуляций мне удалось заставить устройство работать в связке с SteelSeries Engine 3.
Отечественных пользователей явно порадует полная русификация интерфейса фирменного ПО. Причём порадует во всех смыслах этого слова. Дело в том, что перевод в некоторых местах не совсем корректный (например, надпись My Gear по непонятным причинам переведена как «Моя Фототехника») хотя в целом значения надписей разделов остались понятными.
При двойном нажатии на ярлык SteelSeries Engine 3 появляется небольшое окно с двумя вкладками — «Моя Фототехника» (My Gear) и «Библиотека» (Library). На первой отображаются подключенные устройства SteelSeries. Напомним, что на данный момент таковых устройств всего три, а именно аудиогарнитуры Siberia Elite/9H Headset и Rival.
Во вкладке «Библиотека» создаются наборы конфигураций. Пользователь создает собственную конфигурацию и присваивает ей профиль, автоматически активируемый при старте выбранного приложения.
Интерфейс главного меню претерпел серьёзных корректив. Если раньше в SteelSeries Engine настройки были распределены по отдельным вкладкам, то сейчас мы видим, что все они собраны в одном окне. Такая структура вдвойне упрощает поиск нужных параметров и визуально выглядит более гармоничной. Окно приложения оформлено в темных тонах, а все изменения сопровождаются плавной анимацией изображений.
С началом работы следует создать несколько пресетов для игр и повседневной работы. Для этого в нижнем левом углу выбирается меню «Конфигурации», после чего справа появится дополнительное окно профилей.
Выбрав один из пресетов, я приступил к программированию кнопок. По центру главного окна показано изображение контроллера с видом сверху и сбоку. На нем отмечены все шесть элементов управления (В1-В6). Нажав на любой из них, в панели слева открывается доступный набор функций:
- Default — возврат к заводским настройкам;
- «Макросы» — назначение ранее созданной макрокоманды;
- «Кнопки мыши» — программирование действий кнопок мыши (кнопки 1–6, переключение cpi, прокрутка вверх/вниз);
- «Кнопки клавиатуры» — назначения действий клавиш клавиатуры (цифровые, символы, модификаторы, редактирование, режим ввода, стрелки, навигация и т.д.);
- «Медиа-кнопки» — привязка мультимедийных функций (тихо/громче, перелистывание трека назад/вперёд, воспроизведение/пауза).
Редактор макросов допускает запись сложных макрокоманд с применением элементов управления клавиатуры и манипулятора. Также корректируется время задержки и последовательность комбинаций.
Технические параметры сенсора настраиваются в пяти отдельных зонах в правой части окна. Значения чувствительности задаётся по двум уровням в пределах 50–6500 единиц, шаг при этом составляет 50 cpi. Раздельная корректировка разрешения по осям X и Y не предусмотрена. Частота опроса USB выбирается в диапазоне 125/250/500/1000 Гц.
Также регулируется ускорение/замедление движения курсора в зависимости от скорости перемещения и сглаживание углов для получения выверенной траектории.
Подсветка настраивается раздельно по двум зонам — колесо прокрутки и логотип на спинке. Пользователь на свой вкус выбирает цвет свечения диодов из 16,8 млн. цветов или самостоятельно подбирает оттенок в пропорциях по каналам RGB.
Три режима работы иллюминации (Steady, Breathe и ColorShift) как нельзя лучше оживляют Rival в ночное время суток. В каждом эффекте можно отрегулировать определенные параметры.
В режиме «Дыхание» устанавливается скорость мерцания, а в ColorShift задаётся цветовой спектр. Этот эффект мне больше всего пришелся по душе, так как он совершенно не отвлекает от работы и в то же время притягивает внимание окружающих.
Эргономика и тестирование
Как ни странно, форма и месторасположение элементов управления не заставляют подолгу привыкать к Rival. На протяжении всего периода адаптации абсолютно не возникает первичного чувства дискомфорта, что говорит о досконально продуманной эргономике. Буквально на второй день практического тестирования я свободно использовал все доступные кнопки и переключали режимов. Контролировать движения манипулятора достаточно легко из-за существующего баланса размеров и массы. Центр тяжести равномерно распределён по всей площади.
В самом начале я упоминал, что изогнутая форма мыши подойдет только правшам. Как оказалось, это не единственная отличительная черта Rival. Вторым ограничением выступает удлиненный корпус. Обладателям нешироких ладоней контроллер, к сожалению, не подойдёт, так как пальцы попросту не дотянутся до части кнопок. Первоочерёдно это затрагивает основные клавиши, зона срабатывания которых начинается от границы переключателя cpi.
К счастью, эти жёсткие ограничения никак не затронули применение различных типов хвата. Благодаря высокой спинке и слегка раздутой задней части хват «ладонь» будет весьма удобным. В таком положении кисти рук испытывают минимальную нагрузку, что важно для многочасовых баталий. Прорезиненные боковины наоборот способствуют уверенному захвату пальцами с обеих сторон.
Работой кнопок, как основных, так и дополнительных, я остался доволен. В SteelSeries рискнули опробовать переключатели собственного производства и не зря. Кнопки продемонстрировали высокую чувствительность, точный и самое главное информативный отклик. В последующих продуктах SteelSeries также планирует использовать свои механические свитчеры. Лишнее тому подтверждение прозвучало при анонсе беспроводной версии Sensei Wireless.
Скромное количество дополнительных кнопок отразилось на удобстве использования Rival в различных игровых жанрах. Основным полем битвы для «соперника» станут шутеры, где «мышка» чувствует себя наиболее уверенно. Я протестировал её сразу в нескольких популярных играх. Среди них были Metro Last Light, Tom Clancy's Splinter Cell.Blacklist, Medal of Honor Warfighter, Crysis 3, BioShock Infinite, Borderlands 2, Battlefield 4 и Call of Duty: Ghosts. В играх боковым кнопкам были назначены конкретные функции, начиная от выбора типа снаряжения в Battlefield 4 и заканчивая режимами нано костюма в Crysis 3.
Переключение уровня чувствительности на лету определённо улучшило результаты стрельбы. Для этого под каждый игровой профиль в ПО SteelSeries Engine 3 были выставлены два уровня cpi, в дальнейшем изменяемые в зависимости от ситуации. Для точной снайперской стрельбы я мгновенно понижал разрешение до 100 cpi, а в динамичных перестрелках с многочисленными отрядами противника эти значения увеличивались до максимальных 6500 cpi. Параллельно со всеми преимуществами устройства, я натолкнулся и на некоторые недостатки.
Во-первых, манипулятору не хватает отдельно выделенного переключателя профиля. Естественно эту функцию можно задать одной из двух боковых кнопок, но при этом в вашем распоряжении останется лишь один программируемый элемент, не считая переключатель cpi. Во-вторых, хотелось бы выставлять более двух уровней чувствительности. Зачастую двух уровней не хватает для гибкой смены режима и темпа работы. Например, в играх требуется как минимум три уровня: минимальный — для снайперской стрельбы, средний — для обычного перемещения и максимальный — для быстрого реагирования на атаки противника. В-третьих, для визуальной ориентации активированного пресета предусмотрено смена цвета подсветки, но разработчики совсем не предугадали тот факт, что в процессе работы рука будет закрывать все зоны иллюминации.
Все вышеперечисленные недостатки не являются критично важными, однако они сказываются в работе спустя незначительный период.
Материалы и качество сборки превышают уровень устройства среднего ценового диапазона. Корпус не имеет ярко выраженных люфтов на стыке боковых панелей и совершенно не хрустит в руках при плотном обхвате.
Оптический сенсор PixArt PMW3310 порадовал нас своей стабильной работой. Практически идентичные результаты были показаны на различных отрезках чувствительности, начиная от минимальных 50 cpi. На максимальном cpi датчик уверенно просчитывал траекторию движения, без попадания в «слепые» зоны. Джамп багов, проблем срезания углов и замедления курсора обнаружено не было. При выходе ПК из режима гибернации сенсор не теряет заданного разрешения, что немаловажно.
Указанные в технической спецификации данные сенсора PixArt PMW3310 были перепроверены через специальную утилиту Enotus Mouse Test версии 0.1.4. Нижеприведённые показатели получены на ковре SteelSeries QcK.
Совместно с Rival поочерёдно использовались три различных поверхности: матерчатый ковёр SteelSeries QcK, обычная силиконовая поверхность и деревянная столешница. На последних двух тефлоновые ножки продемонстрировали одинаково высокой уровень скольжения. Матерчатая текстура SteelSeries QcK несколько сковала движения мыши, но сохранила общую динамику. На нём сенсор не нуждался во внесении дополнительных изменений параметров работы, чего нельзя сказать о гладких поверхностях. Для получения оптимальных результатов я откорректировал в ПО SteelSeries Engine 3 значения ускорения/замедления и сглаживания углов.
Итоги
На примере контроллера Rival мы убедились в том, что компания SteelSeries старается не только реализовать в каждом продукте новые функции, но и сделать игровые устройства более доступными для большего числа геймеров. Приятно признать, что производитель в первую очередь сконцентрировал внимание на улучшении эргономики и достижения максимальной функциональности. Новый форм-фактор оказался чрезвычайно удачным решением и во многом создал основу для формирования положительных впечатлений. Производительная аппаратная база, с оптическим сенсором PixArt PMW3310 с лёгкостью удовлетворит высокие требования геймеров и энтузиастов.
Ограниченное число дополнительных кнопок заранее предопределило приоритетные игровые жанры для манипулятора, среди которых верхнюю ступень занимают динамичные шутеры. ММО-геймерам мышь подойдет в меньшей степени, так как две боковые кнопки будут не в силах обеспечить требуемый уровень контроля над игровым процессом.
Среди остальных отличительных характеристик в новинке понравилась возможность изменения cpi на лету, хороший запас чувствительности, удобное месторасположение всех кнопок с отличным откликом, эффектная подсветка с большим набором цветов и режимов работы, мягкие прорезиненные боковины. Сменные таблички никакой практической пользы не привнесли и вряд ли станут решающим фактором в приобретении нового манипулятора.
Главная особенность SteelSeries Rival заключается в великолепном соотношение цены и качества. За $72, именно столько составила её средняя стоимость в прайсах отечественных интернет-магазинов на момент написания материала, пользователи получат многофункциональный контроллер по своим техническим характеристикам не уступающий устройствам топового сегмента. Откровенно демократичный ценник существенно сужает круг потенциальных конкурентов до легендарной Razer DeathAdder, обновлённой Logitech G400s и ROCCAT Savu.