Хотя в среднем и верхнем сегменте игровых мышей у SteelSeries все сложилось хорошо, в бюджетной нише компания никак не может определиться, какой же манипулятор должен стать самым доступным в ассортименте. После снятия с производства долгоиграющих серий мышей Kinzu и Kana их заменили сначала на Rival 100, затем на Rival 110, больше похожих по форме и функциям на Sensei. Теперь же решили разбавить линейку еще и моделью Rival 105, которая является ничем иным, как сочетанием корпуса от Kana и начинки от Rival 100. И главной темой данного обзора стала как раз эта новинка.

Технические характеристики

Модель SteelSeries Rival 105
Сайт производителя steelseries.com
Интерфейс Проводной (USB)
Тип Геймерская (FPS/MMO/RTS-игры)
Тип сенсора Оптический
Модель сенсора PixArt S3059-SS
Разрешение, cpi 250 / 500 / 1000 / 1250 / 1500 / 1750 / 2000 / 4 000
Количество кнопок 6 кнопок + прокрутка (левая, средняя, правая, клавиша выбора разрешения, две боковые кнопки)
Максимальное ускорение, g 20
Высота отрыва от поверхности (LOD), мм 3
Максимальная скорость, м/сек 3,56
Частота опроса USB-порта, Гц 125 / 250 / 500 /1000
Частота кадров, fps 6700
Внутренняя память, Кбайт
Скролл 1
Прокрутка вертикальная/горизонтальная +/–
Длина шнура, м 1,8
Возможность изменения массы
Возможность регулировки формы корпуса
Материал кабеля Без оплетки
Материал поверхности корпуса Пластмасса
Цвет Черный
Подсветка Есть (16,8 млн. цветов)
Зоны подсветки Колесо прокрутки, логотип на корме
Материал ножек Тефлон (PTFE)
Программное обеспечение Да (SteelSeries Engine 3)
Размеры, (Д х Ш х В) мм 123 x 67 x 41
Вес, г 80
Совместимость с ОС Windows / Mac OS
Дополнительно
Средняя стоимость, $ 35

Поставка и комплектация

Упаковка мыши выглядит привлекательно. Она оформлена в стиле «Prism» сочетаниями черного, серого, белого и оранжевого цветов и явно будет бросаться в глаза на полке магазина. Информативность коробки смещена в сторону рекламы достоинств продукта. Тут есть фотографии мыши во всех ракурсах, но нет, например, указания ее габаритов и веса.

В комплекте есть только инструкция по подключению и больше ничего.

Внешний вид и дизайн

По форме корпуса Rival 105 полностью повторяет классическую Kana, однако он чуть шире, и на пару миллиметров выше, что, как мне кажется, только добавляет удобства в целом, делая мышь более округлой. Верхняя панель цельная, сделанная из матового черного пластика способного хорошо противостоять загрязнению. Кнопка смены разрешения стала вдвое крупнее по размеру. Она имеет короткий ход и срабатывает с тихим и четким щелчком. Вокруг центральной вставки исчезли бортики. Левая и правая кнопки требуют усилие чуть выше среднего для срабатывания. Щелчок у них получается средний по громкости, но тактильно не особо информативный. Производитель установил под панели ЛКМ и ПКМ переключатели Omron, с наработкой на отказ в 20 млн. нажатий.

Кнопки на левой боковине теперь две. Они расположены точно так же, как и одна большая клавиша на Kana. Звук срабатывания громкий и сухой, усилие нажатия среднее. Из приятного стоит отметить, что боковые клавиши посажены хорошо, без люфта и свободного хода. Покрытие сбоку пластиковое, но не скользкое. Оно менее устойчиво к загрязнению, чем верхняя панель, но в среднем тоже неплохо.

Прорезиненное колесо прокрутки с поперечными насечками осталось без изменений. Оно не имеет люфта, нажимается туго и с приглушенным звуком срабатывания. Прокрутка имеет тактильно различимые позиции фиксации. Колесо тихо вращается по направлению вниз, но трещит при поворотах вверх. Сигнальный кабель заходит в корпус мыши по центру, на высоте достаточной, чтобы не цеплять поверхность. Единственное минус состоит в том, что на нем нет защиты от перегиба.

Сам по себе шнур довольно гибкий. Оплетки и ферритового кольца на нем нет. Длина кабеля составляет 1,8 метра.

Правая боковина мыши является зеркальной копией левой стороны, но не имеет дополнительных клавиш.

На корме мыши нанесен методом выжигания традиционный логотип SteelSeries, в виде то ли прицела, то ли мишени.

Форма корпуса Rival 105 является симметричной и при желании ее можно использовать как левой, так и правой рукой. Хотя в первом случае боковые клавиши будут недоступны. По размеру она хорошо подойдет в большие и средние ладони под любой тип хвата. Под маленькую ладонь может быть неудобно, за счет завышенной спинки и приличной длины корпуса.

На основании мыши есть три полукруглые тефлоновые ножки, расположенные в стратегически правильных местах спереди и по бокам сзади. Зацепов для облегчения снятий ножек не наблюдается. Ровно по центру находится окошко оптического сенсора с невидимой инфракрасной подсветкой — PixArt S3059-SS, такого же, как и в Rival 100.

Мышь имеет две синхронные зоны подсветки — логотип и колесо прокрутки. Качество передачи цвета получилось на редкость корректным, и даже белый цвет похож на белый, без существенного синего отлива.

Программное обеспечение

Мышь SteelSeries Rival 105 использует универсальный многоязычный драйвер SteelSeries Engine 3 (текущая версия 3.13.6). Он всегда доступен для загрузки с официального сайта.

В настройках драйвера можно выбрать один из 12 доступных языков интерфейса (включительно с русским), выбрать вариант загрузки обновлений — в автоматическом режиме или с запросом, выбрать отключение сообщений и вариант автозапуска. Кроме того, есть возможность игнорировать настройки мыши Windows, а также отключать такие параметры, как повышенная точность указателя и множитель его скорости, которые могут вызывать сбои в работе сенсора. Более того, если драйвер определит, что данные параметры активированы, то предложит их отключить автоматически.

Если создать в SteelSeries Engine 3 свою учетную запись, то можно получить несколько приятных «плюшек», таких как синхронизация настроек устройств через CloudSync, улучшенную техническую поддержку и возможность участвовать в соревнованиях и розыгрышах.

На главном стартовом экране отображается перечень всех подключенных устройств SteelSeries, каждому из которых можно быстро назначить определенный профиль во вкладке конфигурации. Если есть проблемы с подключением или определением периферии, можно открыть вкладку слева, где будет предложено выбрать вариант подключения и посмотреть ответы на частые вопросы. В правом верхнем углу находятся клавиши доступа к оповещениям, настройкам и авторизации в программе. Если устройство не используется, его можно скрыть, нажав на оранжевую шестеренку справа вверху. Там же можно проверить версию прошивки мыши, в нашем случае она значилась под номером 0.7.0.0. Кроме того, снизу иконки устройства может появиться предложение обновить прошивку на самую актуальную.

В приложениях Engine можно выбрать вариант совместимого приложения, к индикации которого можно привязать световые функции, связав их с конкретными событиями в программе. На данный момент тут доступны приложения PrismSync, Discord, Audio Visualizer, ImageSync, Tidal, CS GO, DOTA 2, Minecraft, Utopia 9 и iFeelPixel. Можно сделать и собственный вариант совместимой программы, используя для этого инструменты разработчиков.

В «Библиотеке» содержатся все профили конфигураций для всех устройств. Их можно включать вручную, или назначать автоматический запуск при старте определенной программы.

Все доступные настройки мыши собраны на одном экране. В левой панели есть перечень конфигураций, которые хранятся на ПК. Для переназначения команд доступны шесть кнопок и два направления прокрутки. Назначать можно кнопки мыши и клавиатуры, макросы или медиа-команды. Кроме того, есть вариант использовать клавишу для переключения конфигураций, запуска приложения, горячих клавиш ОС или быстрой записи макроса. Или отключить кнопку полностью. Настройка сенсора производится на два заданных уровня чувствительности в пошаговом диапазоне разрешений на 250, 500, 1000, 1250, 1500, 1750, 2000 и 4000 cpi. Причем последний вариант является искусственно удвоенным. Для сенсора возможно задать уровень акселерации и деакселерации, линейность траектории, и частоту опроса в пределах 125/250/500 или 1000 Гц. Высота отрыва не регулируется.

Две зоны RGB-подсветки регулируются синхронно. Для них есть палитры из 16,8 млн. возможных комбинаций цветов и световые эффекты. Среди эффектов — постоянное свечение, последовательная смена цветового спектра, постоянное «дыхание» и со сменой цвета, и полное отключение подсветки.

Редактор макросов простой. После начала записи он записывает команды мыши или клавиатуры и запоминает их последовательно, с учетом временных промежутков. По окончании записи все это можно отредактировать и сохранить под индивидуальным названием. Направления колеса прокрутки и движения курсора мыши не регистрируются.

Эргономика и тестирование

Для тестирования мыши SteelSeries Rival 105, использовался тканевый коврик монотонного черного цвета Mionix Alioth M. Форма корпуса этого манипулятора на проверку оказалась весьма удобной. Точно намного приятнее, чем у Rival 100, и, вероятно, лучше, чем у оригинальной Kana. Хотя это субъективное ощущение, поскольку я уже давно не держал ее в руках. Rival 105 очень легкий, всего 80 грамм. Баланс веса по осям симметрии распределен отлично. Особой похвалы заслуживает и материал верхней панели — приятный на ощупь и устойчивый к загрязнениям. К кнопкам в целом у меня не возникло особых претензий, они не имеют явных недостатков. Колесо прокрутки в целом тоже нормальное, оно переходит уже не в первое поколение таких манипуляторов. Главное, что оно не имеет люфта, и то хорошо. Кабель достаточно мягкий, его единственный недостаток — это отсутствие защиты от перегиба на входе. Ножки умеренно скользкие, есть некоторая инерция из-за небольшого веса мыши. Подсветка сделана на удивление хорошо, она сочная и с правильной передачей цвета. Программное обеспечение простое и интуитивно понятное.

Теперь разберемся с сенсором. Здесь установлена фирменная модификация PixArt PMW3050, которая в текущем варианте называется S3059-SS. От оригинала его отличает слегка измененная линза, инфракрасная подсветка вместо видимой красной, и переработанная прошивка. Но, по своей сути, это все тот же игровой сенсор начального уровня, который хоть немного пригоден для подвижного FPS-жанра. Можно было бы пожаловаться на фиксированный набор разрешений, кратный 250 cpi, который не позволяет выставить, например, 800 cpi, но на самом деле это сделано в целях стабильности датчика. Максимальная скорость движения достигает 3,5 м/с, этого может не хватить профессиональным киберспортсменам, но остальным 99,5% игроков будет более чем достаточно. В компании неплохо потрудились над устранением проблемных сторон этого датчика, сведя акселерацию, сглаживание и линейность траектории к минимуму. Единственное, что высота отрыва от поверхности все еще велика и местами может составлять до 3 мм.

Итоги

С моей точки зрения у SteelSeries успешно получилось вернуть в ассортимент удачную мышь, которой была старая Kana, пусть даже она называется теперь Rival 105. Самое большое достоинство данного манипулятора — удобный легкий корпус с хорошим покрытием. Из приятных бонусов — красивая подсветка и нормальные переключатели всех кнопок. Можно было бы занести сюда еще и относительно невысокую цену по меркам брендов «А»-класса. Но данный момент спорный.

Из уверенных недостатков я могу выделить лишь отсутствие защиты от перегиба сигнального шнура на входе.

А как же сенсор, спросите вы? Он хороший или как? Скажем так, для данного класса устройств он нормальный. Но, к сожалению, производители продолжают упорствовать в пороке деления игровых мышей по сегментам. Они считают, что если мышь бюджетная, то в нее нельзя ставить топовый датчик. Хотя, фактически, разница в закупочной цене между теми же PMW3050 и PMW3389 очень мала. А ведь если вставить сюда тот же TrueMove3 получится шикарная мышь. Но пока что мы лишь имеем обновленный Rival 100 с бюджетным сенсором, который переехал в доведенный до ума корпус от Kana.