Хотя SteelSeries и стояли у истоков производства игровой периферии в ее современном варианте, было одно направление, которое они так и не смогли освоить в полной мере. Речь идет о многокнопочных ММО-манипуляторах. Приблизительно в 2008–2010 годах компания выпустила пару проводных и один беспроводной вариант подобных устройств, брендированных под World of Warcraft. С тех пор у них наступило полное затишье в этом сегменте. И только сейчас, с полным обновлением линейки периферии серией Rival, компания решилась выпустить новую ММО-мышь. И то, вероятно, лишь потому, что такая есть почти у всех конкурентов. Знакомьтесь — Rival 500. Самая симпатичная многокнопочная мышь SteelSeries. С моторчиком. И это не шутка!

Технические характеристики

Производитель SteelSeries
Сайт производителя steelseries.com
Модель Rival 500
Интерфейс Проводной (USB)
Тип Геймерская (FPS/MMO/RTS-игры)
Тип сенсора Оптический
Модель сенсора Pixart PMW3360
Разрешение, cpi 100 – 16 000
Количество кнопок 15 кнопок + прокрутка (левая, средняя, правая, наклон колеса влево и вправо, клавиша выбора разрешения, три дополнительные верхние клавиши, шесть боковых кнопок)
Максимальное ускорение, g 50
Высота отрыва от поверхности (LOD), мм 2
Максимальная скорость, м/сек 7,62
Частота опроса USB-порта, Гц 125 / 250 / 500 / 1000
Частота кадров, fps 12 000
Внутренняя память, Кбайт
Скролл 1
Прокрутка вертикальная/горизонтальная +/+
Длина шнура, м 2
Возможность изменения массы
Возможность регулировки формы корпуса
Материал кабеля Без оплетки
Материал поверхности корпуса Софт-тач пластик, резина
Цвет Черный
Подсветка Да (RGB, 16,8 млн. цветов)
Зоны подсветки Колесо прокрутки, логотип на корме.
Материал ножек Тефлон (PTFE)
Программное обеспечение Да (SteelSeries Engine 3)
Размеры, (Д х Ш х В) мм 119 x 78 x 43
Вес, г 130
Совместимость с ОС Windows / Mac OS
Дополнительно Блокировка нижних клавиш, встроенный вибромотор
Средняя стоимость, $ 80

Поставка и комплектация

Упаковка сделана в тренде всех последних продуктов компании. Гамма ее цветов состоит из черного, оранжевого и белого.

Внешняя часть упаковки является обложкой, под которой скрывается еще одна коробка. Комплект отсутствует как таковой. Мышь покоится в толстом слое демпфирующего материала, а сверху ее придерживает короткая инструкция, выполняющая по совместительству роль крышки.

Внешний вид и дизайн

Внешность мыши выдержана в едином фирменном стиле Rival — черный цвет, софт-тач материалы и мягкие, эргономичные обводы. Верхняя панель состоит из двух раздельных частей — крупных основных кнопок и упора под ладонь. Для переключателей основных кнопок заявлен ресурс наработки на отказ в 30 млн. нажатий. На кнопках софт-тач материал более твердый и скользкий, а сзади он мягче и обладает более высоким коэффициентом сцепления. Помимо ЛКМ и ПКМ сверху посередине есть кнопка переключения разрешения, две дополнительные клавиши на левой грани и одна — на правой. Прорезиненное нажимаемое колесо прокрутки отвечает за срабатывание средней кнопки и наклоняется в стороны. Итого, сверху уже насчитывается девять клавиш. Немало. А что сбоку?

Левая боковина манипулятора содержит еще шесть клавиш. Размещены они с учетом эргономики человеческой руки, а точнее — большого пальца. С точки зрения дизайнеров данного изделия, палец должен упираться в бок прорезиненной панели, отмеченной оранжевой пластиковой вставкой. Если сдвинуть его чуть назад, найдется первая боковая кнопка, в форме треугольника с одной скругленной гранью. Изначально я ее даже не заметил и нащупал позже, совершенно случайно. Еще две крупные клавиши находятся снизу и нажимаются путем опускания пальца вниз. Их кстати можно зафиксировать, тогда получится удобная подставка. Еще три кнопки (две Г-образные и одна короткая) расположены по периметру сверху. Они нажимаются привычно — надавливанием в сторону. Задняя часть боковины — это продолжение верхней софт-тач панели, а передняя — похожа по материалу на основные кнопки. Вот только зачем нужны тактильные насечки за передней клавишей непонятно. Дотянуться туда пальцем сложно даже преднамеренно. Все дополнительные клавиши сделаны из матового цепкого пластика.

В передней проекции мышь выглядит покато, панели кнопок заканчиваются достаточно низко. В правой части наблюдается эргономичный изгиб, а слева, вместо горба, сделана прямая поверхность. Кабель входит в корпус ровно посередине и тоже расположен низко. На входе сделана 20-мм резиновая защита от перегиба. Отдельной похвалы заслуживает колесо прокрутки. В кои-то веки оно получилось очень четким и малошумным. Позиции фиксации мягкие, а прокручивается колесо очень легко. На своем месте оно не шатается и не издает посторонних призвуков. Наклоны в стороны и нажатие сопровождается щелчками средней шумности и силы сопротивления. Поверхность колеса прорезинена и имеет маленькие поперечные насечки.

Сигнальный USB-кабель имеет длину в два метра и лишен оплетки. Жесткость выше среднего и заданную форму меняет неохотно. При возможности следует использовать для него «держатель провода», чтобы избежать трения о поверхность, и эксплуатация мыши была более комфортной. Возле разъема есть наклейка, напоминающая о необходимости загрузить программное обеспечение.

Правая боковая поверхность сделана из жесткой резины с множеством насечек в виде пупырышек. Благодаря приятной форме и хорошему сцеплению, безымянный палец и мизинец лежат на этой боковине комфортно.

Корма манипулятора выглядит слегка заостренной, но на самом деле она округлая и удобно лежит в ладони. Здесь есть логотип компании с RGB-подсветкой и резиновая вставка с названием серии.

Резиновая вставка вынимается по направлению назад, если ее поддеть снизу. Вместо нее можно распечатать собственный вариант на 3D–принтере, например со своим именем или названием команды. Чертеж есть на официальной странице продукта. Такой вот странный элемент кастомизации. Не уверен, что кто-то захочет им воспользоваться.

На дне мыши есть три огромные тефлоновые ножки, оснащенные выемками для облегчения демонтажа и замены. Справа находится ползунок блокиратора двух нижних боковых кнопок. Зеленый цвет — кнопки нажимаются, красный — зафиксированы. Окошко оптического инфракрасного сенсора Pixart PMW3360 смещено назад относительно центра манипулятора.

Переключатели основных клавиш нажимаются со средним усилием и щелчком тише среднего. Тактильные ощущения от них приятные. Кнопка смены разрешения срабатывает легко, но с громким кликом. Все три дополнительные верхние клавиши тугие при нажатии и их срабатывание сопровождается громким кликом.

Все шесть боковых клавиш нажимаются и нащупываются очень легко, с довольно тихим звуком. Сложнее всего дотянуться до передней нижней кнопки, потому на нее имеет смысл назначать наименее востребованные действия.

Rival 500 имеет полностью настраиваемую RGB-подсветку в зоне колеса прокрутки и логотипа. Помимо множества цветов, подсветка предполагает возможность использования разнообразных световых эффектов. В том числе с возможностью привязки их активации к определенным событиям. Все цвета выглядят сочно и естественно. В том числе и белый цвет.

Фирменное ПО

В качестве программного обеспечения Rival 500 использует универсальный драйвер SteelSeries Engine 3. В данном случае версия ПО была обновлена до 3.9.2. А вот прошивку мыши версии 0.88.0.0 мне обновить так и не удалось, поскольку процесс каждый раз прерывался с ошибкой. Хотя драйвер сам предлагал осуществить обновление.

Мы уже неоднократно рассказывали про интерфейс SteelSeries Engine 3 в прошлых обзорах. И, поскольку в нем мало что поменялось, то не будем углубляться в подробности. Базовый экран, встречающий пользователя, называется «Мои устройства». Тут отображается вся подключенная периферия SteelSeries и отсюда можно быстро выбрать профиль конфигурации для нее. Небольшая вкладка слева позволяет осуществить повторный поиск устройств, если они не были обнаружены автоматически, и почитать руководство и ответы на частые вопросы.

В разделе «Библиотека» хранится перечень приложений, к которым можно привязать каждый индивидуальный профиль пользователя и устройства.

В Gamesense помимо настройки световых эффектов, привязанных к определенным событиям в игре, появилась возможность настройки тактильной отдачи в целях оповещения об этих событиях. Дело в том, что в Rival 500 встроен вибромотор, способный создавать тактильно различимую вибрацию разной частоты, продолжительности и интенсивности. По заверениям производителя, на точность позиционирования курсора эта вибрация не влияет.

Все доступные настройки мыши собраны на одном экране. Пользователь может изменять его размер по своему усмотрению, панели в нем смещаются соответствующе. Для переназначения команд и макросов доступно 15 клавиш и два направления прокрутки. Изображение мыши можно поворачивать видом сверху или сбоку, в целях наглядности расположения назначаемых клавиш. Отсюда же доступна раздельная настройка двух зон подсветки. Два уровня чувствительности выставляются в пределах от 100 до 16000 cpi. До 12000 cpi (родное разрешение сенсора) шаг настройки равен 100 единицам. В пределах от 12000 до 16000 (значение удваивается программно), шаг настройки равен 200 единицам. Ниже настроек чувствительности выставляется регулировка встроенного вибромотора. Можно задать множество вариантов триггеров для срабатывания и вибро-эффектов. Кроме того, регулируется уровень угловой привязки, акселерации и замедления курсора и частота опроса сенсора (в пределах стандартных 125, 250, 500 или 1000 Гц). Если щелкнуть на клавишу «Конфиг.», слева откроется перечень сохраненных профилей. Каждый из них можно привязать к старту определенного приложения.

В настройках подсветки можно выбрать любой из 16,8 млн. расцветок и один из четырех световых эффектов — постоянного свечения, смены цветов, режима «дыхания», триггера для срабатывания эффекта по определенному событию или полного отключения подсветки.

Редактор макрокоманд не претерпел особых изменений. Записывается последовательность нажатий кнопок клавиатуры и мыши с учетом настраиваемых временных интервалов. Все сохраненные макрокоманды аккумулируются в виде перечня в левой вкладке.

Эргономика и тестирование

Тестирование мыши SteelSeries Rival 500 производилось на коврике Razer Goliathus WoT (Speed medium). На проверку корпус и форма манипулятора оказались очень приятными и эргономичными. Мышь без проблем ляжет в правую руку среднего или большого размера под любой тип хвата. Некоторые вопросы в FPS-играх может вызывать ее солидный вес в 130 грамм, но балансировка массы по осям достаточно хорошая и частично сглаживает данный момент. Что особенно мне понравилось в эксплуатации, так это четкие и тактильные нажатия на основные клавиши и работа колеса прокрутки. Оно без проблем наклоняется, нажимается и быстрый скроллинг не вызывает никаких неудобств. Было бы неплохо, если бы SteelSeries использовали такое колесо во всех своих мышах. Основные кнопки могут самопроизвольно срабатывать при ударе корпусом манипулятора по столу. Верхние дополнительные клавиши определенно потребуют привыкания, поскольку нажимаются туго и их приходится нащупывать, сдвигая пальцы из привычного положения в стороны. В том, что касается использования боковых кнопок, все хорошо за исключением переднего нижнего переключателя. Дотянутся до него вслепую проблематично.

Подсветка реализована замечательно и сможет удовлетворить самого искушенного пользователя. А вот без вибромотора вполне можно было бы обойтись. Играться с его настройками весело лишь первые пару часов, а потом начинаешь воспринимать его наличие лишь как лишний вес и добавочную стоимость. Скольжение ножек среднее по силе сопротивления, инерция практически не ощущается. Это способствует отличному контролю над курсором.

Программное обеспечение достаточно наглядное и простое. Смутила только невозможность обновления прошивки мыши, но это, вероятно, поправят в следующих версиях.

Поведение сенсора Pixart PMW3360 порадовало меня своей стабильностью. На сегодня это один из лучших оптических датчиков на рынке. Родное максимальное разрешение составляет 12000 cpi, однако компания решила программно увеличить его до 16000 из маркетинговых соображений — для «конкуренции» с лазерными сенсорами Philips, устанавливаемыми в топовые мыши Razer. Датчик не имеет проблем со сглаживанием, дрифтингом, акселерацией или линейностью траектории. Высота отрыва от поверхности не регулируется, но она находится в пределах оптимальных 2 мм, что приемлемо в большинстве случаев. Сорвать курсор мне не удалось, равно, как и разогнать его до максимальной допустимой скорости.

Итоги

SteelSeries Rival 500 — отличный манипулятор, который составит жесткую конкуренцию аналогичным моделям от других производителей. Комфортная форма и приятные материалы корпуса, отличное колесо прокрутки, множество дополнительных и правильно расположенных кнопок, огромные ножки, RGB-подсветка и лучший в своем классе оптический сенсор — вот основные достоинства данной мыши. Возможность замыкания нижнего ряда клавиш позволяет легким движением руки превратить Rival 500 из MMO-манипулятора в мышь для FPS-стрелялок.

Она имеет некоторые недостатки, но они не портят общего позитивного впечатления от продукта. В частности, мышь весит довольно много, имеет инновационный вибромотор, без которого вполне можно было бы обойтись, а ПО еще сыровато, (впрочем, как и всегда в новой версии). Кроме того, среди всех кнопок, сложнее всего дотянуться до переднего нижнего переключателя. Его вполне можно было бы сделать более длинным или выставить в другую высоту.

Больше всего SteelSeries Rival 500 подкупает своей универсальностью. Его одинаково удобно использовать как в играх любых жанров, так и в рабочих приложениях, назначая наиболее часто востребованные функции на дополнительные кнопки.