Уже более года Rival 600 занимает позицию топового решения в ассортименте игровых мышей SteelSeries. Ничего особо нового за это время на рынке не произошло, не виданные ранее технологии не появились, а поддерживать интерес к своей продукции как-то нужно. Потому даже не удивительно, что компания пошла давно проверенным путем и сделала беспроводную версию удачного манипулятора, которая получила наименование Rival 650. О нем мы и расскажем в данном обзоре.

Технические характеристики

Модель SteelSeries Rival 650
Сайт производителя steelseries.com
Интерфейс Проводной / Беспроводной (USB)
Тип Геймерская (FPS/MMO/RTS-игры)
Тип сенсора Оптический
Модель сенсора TrueMove3+ (с сенсором высоты отрыва)
Разрешение, cpi 100–12 000
Количество кнопок 7 кнопок (левая, средняя, правая, клавиша выбора разрешения, три боковые кнопки)
Максимальное ускорение, g 50
Высота отрыва от поверхности (LOD), мм 0,5–2 мм
Максимальная скорость, м/сек 8,89
Частота опроса USB-порта, Гц 125 / 250 / 500 / 1000
Частота кадров, fps 12 000
Внутренняя память, Кбайт +
Скролл 1
Прокрутка вертикальная/горизонтальная +/–
Длина шнура, м 2
Тип приемника для беспроводного соединения Микро-ресивер
Питание, время автономной работы Встроенная литиевая батарея, 24 часа
Протокол (ГГц) / радиус (м) беспроводной связи 2,4ГГц / 10 м
Возможность изменения массы + (до 30 грамм)
Возможность регулировки формы корпуса
Материал кабеля Без оплетки
Материал поверхности корпуса Пластмасса / Резина
Цвет Черный
Подсветка + (RGB, 16,8 млн. цветов)
Зоны подсветки Колесо прокрутки, логотип на корме, две боковые вставки
Материал ножек Тефлон (PTFE)
Программное обеспечение + (SteelSeries Engine 3)
Размеры, (Д х Ш х В) мм 131 x 69 x 43
Вес, г 121 (153 с грузиками)
Совместимость с ОС Windows 7 / 8 / 8.1 / 10, Mac OS 10.8 или выше
Дополнительно Встроенный 32-битный ARM процессор, восемь грузиков по 4 г для регулировки баланса веса и его распределения по осям симметрии (256 вариантов), съемные боковые панели, съемный кабель, дополнительный сенсор высоты отрыва, поддержка быстрой зарядки батареи
Средняя стоимость, $ 120

Поставка и комплектация

Упаковка мыши изменилась незначительно, в сравнении с таковой у Rival 600. Как и ранее, на фронтальной стороне есть изображение манипулятора, где показано, как реализована система изменяемого веса и упоминается про улучшенный датчиком высоты отрыва сенсора. С обратной стороны мышь показывается видом снизу и там внимание уже акцентируется на беспроводной связи, сенсоре и продолжительности работы от одного заряда батареи. Технические характеристики можно прочитать на боковинах коробки.

Под яркой обложкой спрятана черная картонная коробка. На ее фронтальной части помещена мотивационная текстовка. Внутри же есть коробка с аксессуарами, кармашек с документацией и пластиковая форма, где содержится сама мышь.

В комплекте поставки, помимо мыши, есть инструкция, съемный двухметровый кабель без оплетки, радиопередатчик с USB-разъемом, переходник с USB на Micro-USB, резиновый карман для восьми четырехграммовых грузиков.

Внешний вид

Rival 650 сохранил за собой форму 600-й модели без видимых изменений. Верхняя панель состоит из отдельных зон, с разным цветом и типами покрытия. Две основные клавиши отделены от корпуса и имеют софт-тач покрытие, которое приятно на ощупь, но мало устойчиво к загрязнению. Такая же поверхность и на задней панели. Нажимаются основные кнопки четко, со средним усилием и без запаса свободного хода. Звук срабатывания приглушенный, панели кнопок не имеют никакого люфта. Производитель заявляет для переключателей под ними ресурс наработки на отказ в 60 млн. нажатий. Боковые вставки сделаны из серого матового пластика и отделены двумя полосками RGB-светодиодов. Клавиша переключения разрешения цепкая на ощупь, нажимается со средним усилием и звонким звуком срабатывания. Если зажать ее на несколько секунд, мышь произведет принудительную калибровку высоты отрыва. Впрочем, она делает ее и так, при каждом включении питания.

Левая боковина сделана из серой пластмассы. Место под большой палец имеет приятную на ощупь силиконовую накладку с софт-тач эффектом без текстуры. Над ней находится три узкие боковые клавиши, две сверху и одна под углом спереди. Нащупать их можно за счет тактильно подчеркнутой формы, которая выделяется из гладких граней корпуса. Усилие активации всех трех клавиш среднее, с приглушенным звуком срабатывания. Чтобы нажать переднюю вертикальную кнопку, за ней придется тянуться, изменяя положение ладони на манипуляторе.

Держится левая боковая панель на двух магнитах. Под ней спрятаны прорезиненные крепления для четырех грузиков.

Передняя часть мыши по-прежнему выглядит пусто. Большое отверстие по центру, над которым нависают панели основных клавиш, создает впечатление, что дизайнеры забыли добавить сюда какой-то элемент. Съемный шнур подключается в отверстие специфической формы ровно посередине. Прорезиненное колесо прокрутки тактильное и четкое, с хорошо ощутимыми позициями фиксации. При быстрой прокрутке вперед и назад звучит одинаково, с небольшим характерным треском. Средняя клавиша под колесом средняя как по силе нажатия, так и по громкости активации.

Сигнальный USB-кабель имеет длину в 2 метра, и обходится без оплетки. Он средний по толщине, довольно мягкий и гибкий. Может выдерживать заданную форму.

Как и Rival 600, беспроводная Rival 650 отлично может работать при подключении по кабелю, заряжая при этом свою батарею. Никаких дополнительных манипуляций для смены режимов не требуется, достаточно подключить шнур и мышь заработает по нему через пару секунд.

Правая сторона мыши не имеет кнопок, но на ней есть две силиконовые, бархатистые на ощупь, накладки под безымянный палец и мизинец.

Правая боковина тоже является съемной, держится на магнитах и под нее можно поставить четыре дополнительных грузика для регулировки веса и баланса корпуса.

Корма мыши имеет классические для семейства Rival обводы, с небольшой горбинкой слева. По центру находится логотип компании с RGB-подсветкой.

Эргономика Rival 650 асимметрична и рассчитана под правую руку. Корпус отлично ложится в «ладонный» хват, нормально в «пальцевой», и чуть хуже — в «коготь». Поскольку баланс массы регулируется, то после выбора типа хвата, желательно выставить грузики так, чтобы при отрыве от поверхности манипулятор сохранял горизонтальное положение. В беспроводной версии момент с балансировкой веса встал более остро, поскольку добавленная в конструкцию батарея ощутимо смещает центр тяжести назад.

Восемь грузиков для балансировки веса хранятся в собственном резиновом конверте. Каждый груз имеет массу приблизительно 4 грамма.

При установке в корпус мыши, в одно из четырех возможных положений с каждой стороны, у пользователя может получиться до 256 вариантов возможных комбинаций расположения грузиков. Но нужно учитывать и еще один момент. Без дополнительного веса масса Rival 600 была 98 грамм, а с полным комплектом грузов — 128 грамм. Что же до беспроводного манипулятора Rival 650, то без груза он уже весит 121 грамм сам по себе, а с полным комплектом — 153 грамма. Для FPS-игр, по крайне мере, это слегка многовато.

Тефлоновых ножек на основании три: одна большая спереди и две поменьше сзади. Они снабжены зацепами для облегчения демонтажа. По центру расположен сенсор TrueMove3 (фирменная модификация PixArt PMW 3360). Перед ним находится окошко датчика, который отвечает за контроль высоты отрыва мыши. Ниже сенсора расположен выключатель питания ползункового типа, а возле него — клавиша для восстановления беспроводного соединения на случай, если по каким-то причинам оно будет утеряно.

Основную проблему современной беспроводной связи, а именно — удаленность от источника сигнала, SteelSeries решили вполне традиционно. Для приемника предусмотрен переходник на зарядный кабель. Таким образом, приемник всегда находится недалеко от мыши, обеспечивая стабильную связь без лагов. А когда мышь требуется дозарядить, переходник с приемником снимаются с кабеля, который подключается напрямую в мышь. Переключение между проводным и беспроводным соединением мышь осуществляет автоматически и довольно быстро.

Rival 650 имеет восемь раздельных зон RGB-подсветки — колесо прокрутки и логотип на корме, и по три светодиода в каждой боковой вставке. Поскольку подсветка является одним из основных потребителей энергии в беспроводном режиме, в целях экономии инженеры SteelSeries придумали так называемый режим «умной подсветки», которая работает только в случае, если мышь не двигается. Логика проста — если манипулятор находится в движении, значит, закрыт рукой пользователя и подсвечивать на нем ничего не нужно. Если же неподвижен, значит, пользователь явно любуется световыми эффектами. По части цветопередачи все хорошо, хотя белый, как и раньше, отливает голубизной.

Рассмотрим программное обеспечение.

Фирменное ПО

Мышь SteelSeries Rival 650 использует универсальный многоязычный драйвер SteelSeries Engine 3 (текущая версия 3.13.4), который всегда доступен для загрузки с официального сайта компании. Требует установки и по умолчанию является постоянно активным, если иное не прописано в параметрах запуска. Версия прошивки мыши — 1.24.0.0.

На главном стартовом экране отображается перечень всех подключенных устройств SteelSeries, каждому из которых можно быстро назначить определенный профиль во вкладке конфигурации. Если есть проблемы с подключением или определением периферии, можно открыть вкладку слева, где будет предложено выбрать вариант подключения и посмотреть ответы на частые вопросы. В правом верхнем углу находятся клавиши доступа к оповещениям, настройкам и авторизации в программе. Если устройство не используется, его можно скрыть, нажав на оранжевую шестеренку справа вверху. Там же можно проверить версию прошивку устройства.

Для авторизации требуется создать учетную запись SteelSeries. Это приносит пользователю такие «плюшки», как возможность синхронизации настроек через CloudSync, поддержку настройки наушников Arctis 3, возможность участия в розыгрыше призов и постоянную техническую поддержку.

В настройках драйвера можно выбрать один из 12 доступных языков, вариант загрузки обновлений, способ отображения уведомлений и вариант старта данного драйвера — вместе с операционной системой, любо вручную, принудительно. Есть тут и полезный раздел — отключение системных настроек мыши, во избежание некорректной работы программы. Так же тут указано, активно ли программное ускорение и угловая привязка курсора.

В приложениях Engine можно выбрать вариант совместимого приложения, к индикации которого можно привязать световые функции, связав их с конкретными событиями в программе. На данный момент тут доступны приложения PrismSync, Discord, Audio Visualizer, ImageSync, Tidal, CS GO, DOTA 2, Minecraft, Utopia 9 и iFeelPixel. Можно сделать и собственный вариант совместимой программы, используя для этого инструменты разработчиков.

В «Библиотеке» содержатся все профили конфигураций для всех устройств. Их можно включать вручную, или назначать автоматический запуск при старте определенной программы.

Все доступные настройки мыши собраны на одном экране. В левой панели есть перечень конфигураций, которых можно создавать неограниченное количество, и называть, как потребуется. Их можно привязать к запуску определенного приложения. Во внутреннюю память мыши сохраняется только один профиль, причем только настройки сенсора и подсветки без макросов или других команд. Для переназначения команд доступны семь кнопок и два направления прокрутки. Назначать можно кнопки мыши и клавиатуры, макросы, медиа-команды. Кроме того, можно использовать клавишу для переключения конфигураций, запуска приложения, горячих клавиш ОС или быстрой записи макроса. Можно и отключить кнопку полностью. Настройка сенсора производится на два заданных уровня чувствительности в диапазоне от 100 до 12 000 cpi с шагом в 100 cpi. Для сенсора выставляется уровень акселерации и деакселерации, линейность траектории, частота опроса в пределах 125/250/500 или 1000 Гц. Для регулировки высоты отрыва есть восемь фиксированных позиций, которые позволяют выставить желаемую дистанцию в пределах от 0,5 до 2 мм. Кроме того, тут есть настройки энергосбережения, где можно задать время отключения мыши в беспроводном режиме, в диапазоне от 1 до 20 минут, а также, включить или отключить режим «умной подсветки».

Редактор макросов не сложен в освоении. После начала записи он воспринимает команды мыши или клавиатуры и запоминает их последовательно, с учетом временных промежутков. По окончании записи все это можно отредактировать и сохранить под индивидуальным названием. Траектория движения курсора не записывается.

Восемь зон RGB-подсветки регулируются отдельно. Для них есть палитры из 16,8 млн. возможных комбинаций цветов и световые эффекты. Среди настраиваемых эффектов — постоянное свечение, последовательная смена цветового спектра, разноцветное дыхание, срабатывание по триггеру (изменение цвета при нажатии на определенное время) и полное отключение подсветки. Отдельной регулировки яркости нет.

Эргономика и тестирование

Тестирование мыши SteelSeries Rival 650 производилось на коврике Mionix Alioth M в проводном и беспроводном режиме работы. Форма манипулятора осталась такой же удобной, как и у Rival 600, она отлично ложится в руку и не требует времени на привыкание. С той лишь оговоркой, что это правая рука, и она должна быть большого или, хотя бы, среднего размера. Однако, сразу же ощущается и принципиальное отличие Rival 650 от 600-го, а именно — разница по массе. «Пустой» 650-ый весит 121 грамм, что на 23 грамма больше веса Rival 600 без груза. Несложно догадаться, что разница ушла в батарею, которая, будучи размещенной сзади, вызвала смещение оси симметрии мыши назад. А это, в свою очередь значит, что вперед придется добавить минимум два грузика, весом по 4 грамма каждый. В общем, баланс массы тут изначально далек от идеала. Зато покрытие корпуса вполне комфортное. Бархатистые силиконовые боковины приятно ощущаются пальцами и крепко держатся за них. Покрытие основных клавиш и задней панели осталось сделанным из софт-тача и отлично собирает все загрязнение, которое на него ложится. К срабатыванию основных и дополнительных клавиш, равно как и к работе колеса прокрутки у меня нет претензий. Все клики негромкие и достаточно информативные. Правда, до вертикальной боковой клавиши мне по-прежнему сложно дотянуться, но возможно это уже особенности индивидуальной анатомии руки. Инерция у данного манипулятора невысокая, во многом она подавляется весом. По части подсветки я не увидел существенных изменений. Касательно работы в проводном и беспроводном режиме, можно сказать, что разницы не ощущается. По крайней мере, до тех пор, пока передатчик лежит недалеко от коврика. Если же отодвинуть его подальше, начнет срабатывать правило «квадрата расстояния» и там задержки и помехи будут неизбежны. Радует то, что переход между режимами осуществляется быстро и не требует дополнительных манипуляций, кроме как подключить или отключить шнур питания. От одного заряда батареи мышь может работать с включенной подсветкой приблизительно 24 часа. Она не переходит в режим сниженного потребления, но, когда срабатывает установленный в драйвере таймер простоя, просто отключается. Для возобновления связи потребуется нажать на любую клавишу, при этом нажатие с нее не регистрируется системой. Произвольной потери связи у меня не наблюдалось ни разу за почти месяц активного использования. Уровень заряда всегда можно посмотреть в драйвере или при первом включении мыши — колесо прокрутки пять раз моргнет цветом, соответствующим текущему состоянию батареи.

Детально про оптический сенсор TrueMove3 (фирменную модификацию Pixart PMW 3360) мы уже не раз рассказывали в прошлых обзорах. Он очень и очень хорош и обеспечивает беспрецедентную точность 1:1 на разрешениях от 100 до 3500 cpi. Вызвать срыв курсора на этом сенсоре невозможно, равно как и добиться от него паразитных отклонений в работе мыши. В данной версии манипулятора он называется TrueMove3+, поскольку оборудован дополнительным датчиком приближения, контролирующим высоту отрыва мыши. При условии, что мышь используется на хорошей игровой поверхности, LOD можно выставить в минимальные 0,5 мм и тогда при любом подъеме от поверхности смещение курсора не превысит пару пикселей. Лучшего варианта для современных FPS-игр на рынке пока что нет.

Итоги

Создание беспроводной версии SteelSeries Rival 650 на базе Rival 600 было вполне логичным шагом, требующим минимальных переделок в конструкции мыши. С одной стороны, компании удалось сохранить общую концепцию отличного FPS-манипулятора. Но, с другой стороны, они пошли на сделку с массой, утяжелив Rival 650 на 23 грамма и изменив балансировку его веса по осям. Да, батарею куда-то нужно было ставить. И кому-то, возможно, тяжелые мыши нравятся больше, чем легкие, но это не мой случай.

Что хорошего есть в Rival 650? Форма, сенсор с датчиком высоты отрыва, возможность регулировки веса, хорошие материалы. И, конечно же, отзывчивость в беспроводном режиме работы. Запас батареи на 24 часа работы не слишком впечатляет по современным меркам, но ставить мышь на зарядку один раз в день или два — это не так уже и плохо. Жаль, что производители поголовно отказываются от зарядных станций и приходится тратить время на подключение и отключение провода, но такова тенденция современного рынка.

Недостатки Rival 650 полностью перенял у 600-й модели. В частности, речь идет о марком софт-тач покрытии основных клавиш и некорректной передаче некоторых цветов. И добавил сюда немного своего — а именно повышенная масса и изначально смещенный назад баланс веса по продольной оси симметрии корпуса. Это не критично, но ведь можно было поработать над дизайном и получше.

В сухом остатке, Rival 650 можно рекомендовать тем, кому позарез требуется беспроводное решение для FPS-игр, причем именно от SteelSeries. В любом случае, данная мышь намного удачнее, чем Sensei Wireless. Если же постоянное наличие провода не беспокоит пользователя, стоит остановить свой выбор на Rival 600, а разницу по стоимости вложить в что-то другое.