Глобальная презентация видеокарт NVIDIA серии GeForce RTX 50 состоялась еще в начале года в рамках CES 2025. Но компания решила провести отдельную конференцию по этому случаю для стран восточной Европы. Лишний раз напомнить о преимуществах новейших видеокарт, перед выходом их младших вариантов, взялся Игор Станек, старший технический продакт-менеджер компании.

Начал докладчик с освещения преимуществ новой архитектуры Blackwell по сравнению с Ada, которая использовалась в видеокартах серии GeForce RTX 40. А улучшения следующие:

  • Производительность для ИИ — 4000 AI TFLOPS (втрое больше).
  • Производительность трассировки лучей — 380 RT FLOPS (вдвое больше).
  • Производительность обработки шейдеров — 125 Shader TFLOPS (в полтора раза больше).
  • Количество транзисторов — 92 миллиарда.
  • Видеопамять — GDDR7.
  • Ширина канала памяти — 1,8 ТБ/с.
  • Выделенный процессор для управления ИИ-нагрузками.

Более того, каждая из видеокарт верхнего сегмента нового семейства GeForce RTX, в частности модели 5090, 5080, 5070 Ti и 5070, по словам представителя компании, является по сумме характеристик вдвое мощнее аналогов предыдущего поколения.

Что касается ноутбуков, то также есть приятные новости. У новых моделей ожидается производительность на уровне мобильной GeForce RTX 4090, но с вдвое меньшим потреблением энергии. В два раза больше и быстрее модели ИИ, на 40% быстрее обработка видео, на 40% больше автономность, а также возможность создавать ноутбуки толщиной в 14,9 мм с такими видеочипами.

ИИ теперь играет еще большую роль в создании изображения чем раньше. В частности речь идет о технологии генерации кадров DLSS 4, которая является эксклюзивной именно для серии GeForce RTX 50 и пришла на смену DLSS 3.5, а также о нейронных вычислительных шейдерах Neural Shading и системе искусственного интеллекта ACE для игровых персонажей.

С DLSS 4 с помощью традиционного рендеринга создается только 1 кадр из 16, остальные генерируются искусственным интеллектом.

В рамках DLSS4 закладывается новая концепция «трансформеров» для реализации технологии масштабирования. Она обрабатывает вдвое больше параметров, имеет в четыре раза больше вычислительной мощности и высокое качество изображения.

DLSS Multiframe Generation — это технология, появившаяся в последнем поколении видеокарт.

В начале появления видеокарт GeForce RTX первого поколения в 2018 году функция трассировки лучей поддерживалась только в четырех играх. Среди владельцев ускорителей серии GeForce RTX 20 Ray Tracing включали лишь 37% игроков, а DLSS использовали 26%. К середине 2023 года, третье поколение RT поддерживалось уже более чем в 450 играх. С ускорителями серии GeForce RTX 40 около 83% геймеров активировали RT, а 79% использовали DLSS.

Сейчас же, среди тех, кто приобрел себе видеокарты GeForce RTX 50, более 90% используют RTX-функции. В том числе 92% задействуют DLSS, 96% — Reflex и 90% включают RT.

Качественный опыт игрового процесса по мнению разработчика опирается на три столпа — среднее количество кадров в секунду (плавность смены картинки), качество изображения, и высокую чувствительность (низкие задержки). За обеспечение первого пункта отвечает DLSS, качество обеспечивает DLSS-трансформер, а отклик гарантируется NVIDIA Reflex.

DLSS обеспечивает до шести раз выше fps по сравнению с нативным рендерингом, и вдвое меньшие задержки.

DLSS 4 Performance (Transformer) на примере GeForce RTX 5070 Ti предлагает вдвое больше кадров чем DLSS 3 Quality (CNN) при примерно одинаковых задержках.

На текущий момент DLSS 4 поддерживается более чем в 100 играх. И еще больше игр будет поддерживать эту технологию в скором времени.

В апреле станут доступными нейронные шейдеры, будет выпущен набор для разработчиков Agility SDK. Нейронный рендеринг и нейронные шейдеры также войдут вскоре в DirectX.

Тем временем игровое сообщество активно использует SDK и самостоятельно создает RTX-модификации для любимых игр.

За это время было создано более 150 совместимых игр, сообщество насчитывает более 30 тысяч моддеров, 350 моддинговых проектов и около сотни опубликованных модов.

Например, уже сейчас доступен Half-Life 2 RTX Demo.

28 марта 2025 вышла версия симулятора жизни а‑ля Sims — InZoi с поддержкой NVIDIA Ace, ИИ использующегося для программирования персонажей, вследствие чего они начинают вести себя как личности. Могут выполнять роли NPC, напарников или противников в играх.

О том, что новейшая серия видеокарт GeForce RTX 50 имеет существенное значение не только для игроков, но и для создателей контента докладывал Рик Напиер, еще один технический продакт-менеджер компании, начав с короткого исторического очерка.

В 1956 появилось аналоговое видео. В 1991 началась эра цифровой обработки видео. В 2019 году для обработки видео начали применять ИИ. А уже в 2024 генеративный ИИ способен создавать видео самостоятельно.

Пропорционально растут требования и к объему видеопамяти. В 2022 году для работы Stable Diffusion с 1 миллиардом параметров нужно было всего 4 ГБ VRAM. В 2023 ИИ Stable Diffusion XL с 3 млрд параметров требовал уже 9 ГБ для локального запуска. В 2024 Flux с 12 млрд параметров требует 23 ГБ. Вероятно в этом году требования современных генераторов могут удвоиться, а возможно и утроиться.

Тем не менее Nvidia GeForce RTX 5090 использует новые инструкции Flux.dev FP4, что, по сравнению с GeForce RTX 4090 и Flux.dev FP16, позволяет обрабатывать сцены не только втрое быстрее, но и используя вдвое меньше памяти.

Новая серия GeForce RTX практически находится вне конкуренции в ИИ-приложениях. GeForce RTX 5070 заметно обходит в производительности ближайшие и лучшие видеокарты от AMD, а GeForce RTX 5090 превосходит их в 2,5 раза по этому показателю. Кроме того, есть еще NVIDIA NIM — пакетно оптимизированные и простые в развертывании микросервисы для генеративного ИИ.

Также новые видеокарты поддерживают декодирование формата 4:2:2 фотокамер, которые в последнее время стали значительно дешевле и доступнее. Перекодирование с новейшими видеокартами GeForce RTX занимает в 11 раз меньше времени, чем те же самые операции на самом мощном настольном процессоре Intel Core i9-14900K.

Одним словом, для создателей контента, которые занимаются рендерингом или обработкой видео, приобретение новых ускорителей GeForce RTX 50 от NVIDIA позволит существенно нарастить производительность.

Свое выступление компания подкрепила практической демонстрацией технологий на специально подготовленном стенде, где разницу между старыми и новыми моделями видеокарт можно было увидеть собственными глазами. Демонстрация не только показывала различия между последними поколениями железа, но и включала некий исторический экскурс, способный вызвать ностальгию у поклонников архаичного аппаратного обеспечения. Например, здесь присутствовали несколько машин из музея компьютерной техники польского города Катовице. Которые на удивление работали, и делали это довольно неплохо.

В частности, здесь был компьютер с первым в своем роде графическим ускорителем NVIDIA GeForce 256 родом из далекого теперь 1999 года, на котором запущена культовая игра Quake 3 Arena.

А также компьютер с видеокартой NVIDIA GeForce 3 Ti500 и игрой Colin McRae Rally 2.0. Здесь демонстрировались первые в истории программируемые шейдеры, появившиеся в 2001 году.

Можно было с ностальгией вспомнить Call of Duty 4 на NVIDIA GeForce 8800 GTX, которая была первой видеокартой с поддержкой CUDA и DirectX 10 в 2007 году.

GeForce GTX 580 использовалась уже в 2010 году для тренировки нейронной сети распознавания изображений AlexNet.

2018 год — GeForce RTX 2080 Ti стала первой видеокартой, использующей DLSS с ИИ и осуществляющей трассировку лучей в реальном времени.

Из интересных продемонстрированных проектов отметим G‑Assist — ИИ помощник, который воспринимает голосовые и текстовые команды и помогает оптимизировать систему. Работает конечно с помощью видеокарт GeForce RTX 50.

Также можно было увидеть вживую Zorah — проект нейронного рендеринга на Unreal Engine 5.

На примере Star Wars Outlaws была возможность оценить ощутимую разницу в картинке и FPS с использованием технологий сглаживания TAA в сравнении с DLSS 4, которая с помощью ИИ поддерживает Multi Frame Generation и новую модель обработки картинки под названием Transformer.

Нашлось интересное место и для любителей автомобильных гонок Forza Horizon 5. В эту игру можно было поиграть на специально оборудованном рулем, педалями и 49″ экраном LG UltraGear месте с видеокартой GeForce RTX 5090.

С той же видеокартой на вдвое большем экране была возможность попробовать авиационный симулятор Microsoft Flight Simulator 2024. В разрешении 4K и при 144 Гц частоте обновления все это выглядело довольно захватывающе.

Различия между поколениями мобильных видеокарт GeForce RTX 3080 Ti, RTX 4090 и RTX 5090 были показаны на соответствующих моделях ноутбуков Razer Blade 17 и Razer Blade 16. Правда, стоит отметить, что различные процессоры и экраны в упомянутых моделях ставили достоверность сравнения под сомнение.

Также компания продемонстрировала технологию синхронизации и уменьшения времени отклика изображения и игровой периферии Reflex 2, которая вскоре дебютирует в Overwatch, сначала с видеокартами серии GeForce RTX 50, а затем и с более старыми моделями. Наверняка, это будет интересно для киберспортсменов.

Отдельно следует рассказать о технологии ComfyUI, позволяющей генерировать изображение, видео и аудио почти в реальном времени.

В демо-стенде с использованием мощнейших видеокарт NVIDIA можно было за считанные секунды получить постер с изображением любого человека в роли главного персонажа Doom, просто взглянув в веб-камеру. Предполагаем, что вскоре использование собственного лица как виртуального аватара персонажа в разных играх выйдет на новый уровень, хотя со слов специалиста компании это пока не реализовано ни в каких игровых проектах.

На ноутбуках Razer Blade 16 с видеокартами GeForce RTX 4090 и RTX 5090 соответственно была показана сравнительная скорость видеомонтажа с использованием процессора и видеокарты. А также, на отдельном стенде демонстрировались возможности создания изображений с управляемым вручную трехмерным ИИ-рендером, где можно было задать специальную объемную сцену, на которую затем под определенным углом накладывалась сгенерированная ИИ картинка нужного содержания с использованием классическим текстовых запросов.

В итоге

В новейшей серии видеокарт GeForce RTX 50, продажи которых начались со старших моделей, компания делает упор не только на их игровой производительности, но и на позиционировании этих устройств как рабочих инструментов и локальных ускорителей для задач с использованием ИИ. В частности для медиа прозвучал призыв со стороны представителей компании освещать и тестировать новые видеокарты не только в играх, но и в рабочих и творческих приложениях — видеоредакторах, программах для рендеринга и приложениях с ИИ.

Тем не менее наиболее ожидаемыми среди игроков в Украине являются младшие модели видеокарт серии GeForce RTX 5050, 5060 и 5060 Ti, которые еще только тлеют на горизонте. А проблемы с огромным потреблением энергии, полыхающими разъемами питания 12VHPWR и свежими драйверами немного подпортили восторг первых покупателей новы моделей видеокарт серии GeForce RTX 50, которые пока не имеют альтернатив на рынке по уровню производительности, и, к сожалению, по стоимости.

Мы благодарны компании NVIDIA за возможность присоединиться к событию, а также за то, что они наконец-то напрямую решили сотрудничать с украинским сообществом энтузиастов и коммерческими партнерами.