Легенда вернулась! Именно так можно сказать о внезапном релизе обновленной версии Oblivion. Этому предшествовали многочисленные слухи, которые обещали релиз в ближайшие дни. Но их было так много, что на слухи перестали обращать внимание. Тем не менее The Elder Scrolls IV: Oblivion Remastered действительно вышла, вернув многих игроков в волшебную вселенную Тамриэля.
The Elder Scrolls IV: Oblivion Remastered | |
---|---|
Разработчик | Virtuos, Bethesda Softworks |
Издатель | Bethesda Softworks |
Официальный сайт | elderscrolls.bethesda.net |
Дата выхода | 22 апреля 2025 |
Жанр | Ролевая игра |
И вот снова звучит пафосная музыка Джереми Соула, камера демонстрирует величественный город с высокой башней, которую видно из любого уголка мира. Рука сжимает верный меч, а умирающий император вверяет будущее своего государства в наши руки.
Небольшая зачистка подземелий, и мы вырываемся на большие просторы Сиродила, центральной провинции континента, которая зажата между горными хребтами и разными морями. Утреннее солнце бьет в глаза, а местные пейзажи поражают обновленной современной графикой. Впереди нас ждут невероятные приключения среди густых лесов и гор, изучение древних развалин, городская суета и интриги, сражения с опасными животными и столкновения с демоническими существами из иного мира.
The Elder Scrolls IV: Oblivion Remastered правильнее было бы назвать ремейком, поскольку это полный перенос игры и всего контента на новый движок, включая дополнения Shivering Isles и Knights of the Nine. При этом новая версия сохранила все основные особенности и механики оригинала, но с некоторыми улучшениями и исправлением шероховатостей.
Сюжет Oblivion вертится вокруг истории про попытку вторжения демонического принца Мерунеса Дагона в привычную реальность. В этот раз играем мы не за избранного и уникального персонажа. Мы — бывший заключенный, который должен помочь взойти на престол новому императору, чтобы вместе спасти мир и обрести титул Чемпиона Сиродила. Вступление демонстрирует завязку, где нам выдают первое поручение, но не ограничивают в последующих действиях. Поэтому сразу после выхода в большой мир многие фанаты The Elder Scrolls забывают на время про главный квест, начинают изучать окрестности в поисках секретов и руин, вступают в местные фракции и активно выполняют любые побочные квесты. Игра дает ощущение пьянящей свободы, где каждый выбирает свой путь и то, как он будет покорять Сиродил, чтобы обрести статус местной легенды.
Некоторые даже считают основную сюжетную линию достаточно простой, но я не в их числе. История тут разнообразная, пафосная и эпичная. Есть побег, скрытые этапы, так и крупные сражения за города, где пытаются передать глобальные масштабы нависшей угрозы. Проблема в том, что изобразить этот эпик удается не всегда. Например, большая финальная битва, для которой собирали армию, выглядит просто потешно. И переход на новый движок тут решительно ничего не меняет.
Основной сюжет проведет вас по главным местам и городам, показывая «витрину» мира и его ключевые достопримечательности. Но полное погружение игрок получает при более детальном знакомстве. Достаточно немного отойти от основного задания и главных дорог, чтобы найти какую-то пещеру, познакомиться с новым персонажем и ввязаться в новое приключение. По своей структуре Oblivion предлагает нечто среднее между старым Morrowind и новым Skyrim — это касается как размеров мира, так и подхода к дизайну. Игра дает чувство первооткрывателя и путешественника, но не перегружает длительной ходьбой и ездой на лошади. Также тут есть быстрое перемещение между любыми известными точками на карте, что сильно упрощает жизнь.
Квесты развиваются в несколько этапов и выстроены вокруг базовых механик и разнообразных возможностей персонажа. Например, вы узнали про некое происшествие, вам нужно расспросить NPC, потом совершить определенные действия и отправиться на зачистку логова преступников. Во время общения можно использовать убеждение, воровство или другие методы воздействия. Не всегда это востребовано, но определенную свободу игра дает. При этом мелкие побочные квесты бывают интереснее заданий для фракций. Если крупные работодатели обычно отправляют вас на поиски людей и артефактов, то в маленьких заданиях сюжет порою более изобретательный. Можно упомянуть историю про исчезновение всех жителей деревни, историю про художника, который застрял в своей картине, задание по поиску пропавшей дочери в мрачном полуразрушенном селении или расследование убийства в замке. И это лишь часть мелких приключений, которые предлагает игра.
Если говорить о социальном взаимодействии и поведении NPC, то смешные моменты из оригинала никуда не делись. В свое время болванчики из Oblivion дали много мемов благодаря своему забавному поведению и фразам. Но этот забавный ИИ со временем стал «фишкой» игры. При этом на фоне более ранней Morrowind система функционирования мира и интеллект персонажей точно сделали шаг вперед. У каждого NPC появился свой распорядок дня, и виртуальные жители начали как-то взаимодействовать между собой. В ремастере улучшили эти элементы, к примеру, на улицах можно видеть группы горожан, которые ведут беседы между собой.
Приятно, что в новой версии улучшили и лица персонажей. Многие из местных жителей далеки от эталонов красоты, но это лучше опухших уродцев, которые подчас попадались в оригинальной игре 2006 года. Даже базовые версии персонажей в редакторе создания вашего героя выглядят вполне симпатично. Хотя лицевые анимации все еще далеки от современных стандартов.
Анимация движений героя и других персонажей стали лучше, что позитивно сказывается на восприятии сражений и постановочных сцен. Да и в целом боевая система стала ощущаться лучше. Стелс работает по стандартным для серии правилам, а индикатор обнаружения теперь более информативный, как в Skyrim. Скрытность обеспечивает хорошую вероятность первого критического удара, но после него вас сразу обнаружат, где бы вы не находились. Появился ускоренный бег. Улучшили физику. Добавили какие-то простые анимации для сбора трав и ингредиентов, и точно наводить курсор на эти предметы стало проще. Поменяли HUD и компас, взяв за образец все тот же Skyrim. Главное меню и инвентарь остались без переработки.
Как и в других играх серии, каждое действие влияет на ваши навыки и параметры. Чем больше махаете мечом — тем лучше владение клинками, чем чаще взламываете замки — тем эффективнее ваш навык взломщика. При этом есть базовый набор атрибутов, который определяется выбранным классом и созвездием, а определённые навыки связаны сразу с несколькими базовыми атрибутами. Например, сила влияет одновременно на урон, способность переносить больший вес и запас здоровья. А урон от мечей зависит как от силы, так и от навыка обращения с этим оружием. В оригинале общее повышение уровня зависело только от прокачки основных навыков выбранного класса, но теперь на это частично влияют и второстепенные навыки. А при получении нового уровня вы можете более гибко распределить 12 очков для базовых атрибутов — вкладывая их в силу, ловкость, интеллект и прочие параметры. Это дает больше свободы для развития своего героя.
В свое время много нареканий вызывала система автоматического повышения уровня врагов в соответствии с уровнем героя. В итоге даже лесная живность могла доставить много проблем, а бандиты с дороги наряжались в крутые доспехи. На определенных этапах на смену простым врагам приходили более крутые и опасные монстры, что разрушало атмосферу и логику мира. Мое личное знакомство с игрой показало, что уровень врагов по-прежнему растет вместе с уровнем героя, но на первых этапах это не создает проблем. По отзывам сообщества масштабирование уровня врагов не отличается от оригинальной версии, но улучшенная система прокачки немного упрощает жизнь. При этом некоторые игроки по-прежнему рекомендуют не спать после 25 уровня, чтобы «заморозить» уровень врагов. Также доступны моды для правки баланса.
Графика в The Elder Scrolls IV: Oblivion Remastered заметно лучше оригинала, что и не удивительно — это совсем другой движок Unreal Engine 5 с современным освещением Lumen на базе трассировки лучей. Детализация, текстуры, поверхности, эффекты — все выглядит красиво и на достойном современном уровне.
Пейзажи радуют детализированной растительностью, густой травой, высокой дальностью прорисовки мира и красивым освещением в утренние часы рассвета или на закате.
Подземелья с новым освещением и рельефными поверхностями выглядят просто очаровательно. Динамические отблески от фонарей красиво смотрятся в темное время.
Требования к «железу» у игры очень высокие — как к видеокарте, так и к процессору. Наличие технологий апскейлинга DLSS 3 и FSR 3 с генерацией кадров помогают немного исправить ситуацию. Но в целом насладиться максимальной графикой в Oblivion при высоких разрешениях могут только обладатели мощных современных ПК. Иронично, но такая же ситуация была и с оригинальной версией в 2006 году.
Ключевым параметром для общей производительности является качество глобальное освещение Lumen, которое доступно в программном или аппаратном режиме. Software Lumen обеспечивает лучшую производительность при схожей картинке. Но в некоторых моментах этот вариант работает просто отвратительно, например, лес теряет затенение и деревья выглядит плоско. Hardware Lumen дает более приятную картинку, но при заметном снижении частоты кадров. Поэтому без мощной видеокарты ограничьтесь минимальным качеством Hardware Lumen.
Для небольшой оптимизации также можно чуть пожертвовать качеством эффектов, теней, отражений, волос и тканей. Я играл на GeForce RTX 2080 Ti в 1440p с DLSS Quality при комбинированных настройках Ultra/High. При самом простом режиме Lumen это позволяло получить около 50 fps на детализированных открытых локациях, при аппаратном Lumen в некоторых местах могли быть просадки до 40 fps. Также по производительности заметно бил дождь, в непогоду частота кадров сразу снижалась. Внутри помещений и небольших локаций производительность заметно выше. Если выкрутить все настройки до максимума, то даже для Full HD без DLSS вероятно не обойтись без GeForce RTX 5070.
Вопросы вызывает работа параметра постобработки. При переходе от Ultra к High заметно небольшое ухудшение эффекта Ambient Occlusion, а при постобработке Medium отключается эффект виньетки. Почему нельзя было вынести виньетку, зернистость и прочий «мусор» в отдельные настройки? Хорошо хоть Motion Blur можно выключить отдельно.
Кроме визуальных улучшений игра получила и более качественное звуковое наполнение. Окружающие звуки стали более насыщенными, в некоторых местах появился пространственный эффект эха. Авторы добавили дополнительную озвучку для некоторых фраз. Ну а про музыку вы и сами все знаете — чарующие мелодии Джереми Соула отлично передает умиротворяющий настрой или чувство боевой тревоги, в зависимости от ситуации.
The Elder Scrolls IV: Oblivion Remastered — это мощный заряд ностальгии и машина времени, которая возвращает вас в детство или в молодость, когда вы впервые познакомились с этой большой ролевой игрой в необычной вселенной «Старых свитков». Новая версия перенесена на современный движок, улучшены анимации и разные мелкие элементы игрового процесса, в результате чего игра ощущается чуть ближе к Skyrim. Но за графическим фасадом остался старый механизм, который почти не изменился за 19 лет. И это на самом деле хорошо. Игра отдает чем-то старомодным и ламповым, но позволяет играть на более комфортном современном уровне. Это отличная возможность получить те самые ощущения, что и в момент выхода оригинала. И при всех мелких недостатках Oblivion до сих пор хорошо воспринимается как самостоятельное ролевое приключение. Тут есть атмосферный фэнтезийный мир, который рассказывает множество историй и дарит ощущение свободы, открывая перед игроком разные пути. Не идеальная игра, но есть в ней что-то теплое и уникальное, что остается в сердцах и памяти геймеров на долгие годы.