Стартап Bolt Graphics из Калифорнии анонсировал свою платформу графических процессоров Zeus GPU, которые ориентированы на сложный рендеринг, моделирование и симуляцию физических процессов и для других профессиональных задач. Производитель утверждает, что Zeus в 10 раз быстрее Nvidia GeForce RTX 5090 в интенсивных нагрузках с трассировкой пути. Но есть нюанс — GPU оптимизирован для вычислений FP64 и у него нет некоторых привычных графических блоков. Поэтому он, вероятно, является не лучшим вариантом непосредственно для игр. Все видеокарты Zeus получат возможность расширения памяти и поддержку Ethernet.

В отличие от AMD, Intel и Nvidia, которые полагаются на собственные архитектуры, Zeus полагается на открытую архитектуру и систему команд RISC-V ISA. Ядро Zeus использует универсальные скалярные ядра RVA23, сопряженные с FP64 ALU и RVV 1.0 (RISC-V Vector Extension Version 1.0), которые могут обрабатывать 8-битные, 16-битные, 32-битные и 64-битные типы данных, а также дополнительные собственные расширения Bolt, предназначенные для ускорения научных рабочих нагрузок. Zeus имеет специальный блок Glowstick для аппаратной обработки трассировки пути. При этом у чипа отсутствуют классические блоки с фиксированными функциями для работы с графическим конвейером, включая блоки текстурирования (TMU) и блоки растровых операций (ROP).

Bolt Graphics представит нескольких вариантов GPU, старшие устройства получат чиплетный дизайн. Начальный уровень — это графический ускоритель Zeus 1c26-032 с одним чипом, большим кэшем L2 128 МБ и 32 ГБ памяти LPDDR5X 273 ГБ/с. Также есть возможность установить еще до 128 ГБ памяти SO-DIMM DDDR5, есть порт QSFP-DD 400GbE и сразу два слота PCIe 5.0 x16 и CXL 3.0, чтобы обеспечить эффективное использование памяти между несколькими GPU. Чиплет графического процессора подключается к своему чиплету ввода/вывода со скоростью 256 ГБ/с. Все видеокарты имеют порты DisplayPort 2.1a и HDMI 2.1b. Мощность такого устройства лишь 120 Вт. Согласно данным производителя, видеокарта обеспечит пиковую производительность в FP64 на уровне 5 TFLOPS, в FP32 это 10 TFLOPS, а потенциал в трассировке пути 77 гигалучей.

Более продвинутый ускоритель Zeus 2c26-064/128 использует два процессорных блока Zeus, чиплет ввода-вывода и представлен в версиях с 64 ГБ или 128 ГБ памяти LPDDR5X. Самый мощный вариант Zeus 4c26-256  объединяет четыре процессорных чиплета на чипе, четыре чиплета ввода-вывода, 256 ГБ памяти LPDDR5X и до 2 ТБ памяти DDR5. Четырехчиплетный ускоритель уже является полноценным сервером. Он получил 8 разъемов PCIe 5.0 x16 и 6 портов (OSFP) 800 GbE. Такой монстр должен выдавать 20 TFLOPS в FP64, 40 TFLOPS в FP32 и обрабатывать 307 гигалучей в трассировке пути. Для сравнения нужно отметить, что GeForce RTX 5090 выдает 1,6 TFLOPS в FP64, внушительные 105 TFLOPS в FP32, но способен обеспечивать лишь 32 гигалуча в Path Tracing.

Очевидно, что высококачественный рендеринг и трассировка пути — основные преимущества GPU Zeus. При этом даже топовый вариант Zeus 4c26-256 потребляет 500 Вт, что меньше мощности GeForce RTX 5090. Решающим фактором станет программная поддержка. У Bolt нет широкой программной экосистемы. Хотя использование RISC-V потенциально упрощает использование существующих инструментов и библиотек с открытым исходным кодом. Пока не ясно, сможет ли Zeus поддерживать стандартные отраслевые фреймворки, включая OpenCL, Vulkan и слои трансляции CUDA. Если Bolt Graphics предоставит мощные инструменты разработчика, хорошую поддержку компилятора и совместимость с HPC-средами на базе Linux, то новые GPU имеют шансы на успех в своей нише. Производитель обещает предоставить первые комплекты Zeus для разработчиков в конце текущего года, а массовое производство начать в 2026 году.

Источники:
Tom's Hardware
Bolt Graphics