3 марта в продажу поступила Nintendo Switch, в которой японская компания попробовала соединить весь свой положительный опыт производства портативных консолей с не менее богатым опытом на рынке домашних приставок.
Надо сказать, эксперименты Nintendo подобного рода далеко не всегда проходят успешно и ситуация с Wii U тому пример. Другое дело, что компания не раз доказывала — она как никто другой готова учиться на собственных ошибках. Как показывает история, Nintendo лучше всего чувствует себя тогда, когда не пытается толкаться и конкурировать с мейнстримом, а движется по своей дорожке и предлагает игрокам свой особенный взгляд на видеоигры.
Автор: fardanmunshi
1977 — Color TV-Game
Первая попытка Nintendo заявить о себе в набирающей обороты индустрии видеоигр, хоть пока и в рамках одной только Японии. Никаких картриджей, одна консоль — одна игра. Всего было выпущено пять разных моделей, каждая со своей системой управления. TV-Game 6 и 15 включали всевозможные режимы Light Tennis, очень похожей на Pong. Racing 112 представляла собой простенький автосимулятор с настоящим рулем и коробкой передач. Также были выпущены ремейки Othello и Breakout.
Несмотря на относительную малоизвестность, в свое время суммарные объемы продаж всех версий сделали Color TV-Game одной из самых успешных консолей первого поколения.
1980 — Game & Watch
Дебютная портативная консоль Nintendo, которая в каком-то смысле является карманной Color TV-Game. Как и в случае с домашней приставкой каждая Game & Watch содержала в себе только одну игру, правда на этот раз Nintendo постаралась как следует разнообразить свой репертуар и за все время производства выпустила 60 разных моделей консоли, включая Donkey Kong и Zelda.
Game & Watch обрела колоссальный успех и за десять лет продалась тиражом в 43 миллиона копий. Кстати, именно на ней основаны такие советские клоны, как «Веселый повар», «Ну, погоди!» и «Тайны океана».
1983 — Nintendo Entertainment System
До пришествия NES в 1985 на американский рынок и возрождения с помощью нее находящуюся в упадке индустрию, Nintendo сначала испытала легендарную приставку в Японии, где она шла под названием Famicom (Family Computer).
Когда же пришло время пробовать свои силы в США, Nintendo обнаружила, что ни одна торговая сеть не хочет иметь с видеоиграми ничего общего. В результате Nintendo пришлось заключить крайне не выгодный для себя контракт и действовать на свой страх и риск. В случае провала, компании пришлось бы выкупать назад всю партию товара.
Во многом благодаря очень сильным дебютным тайтлам, продажи консоли начали расти экспоненциально. NES позволила Nintendo долгое время диктовать условия всей индустрии — статус, от которого в дальнейшем компания отвыкала с большим трудом.
В 2016 Nintendo решила как следует врезать по ностальгии и выпустила NES Classic Edition. Миниатюрная приставка содержит в себе 30 легендарных тайтлов и заряжается через USB. Вскоре после релиза хакеры нашли способ добавлять не только дополнительные NES-игры, но и тайтлы с N64.
1989 — Game Boy
В конце 80-х под руководством автора Game & Watch Гумпэй Ёкои была разработана портативная консоль от Nintendo с возможностью замены картриджей. Первая версия не пестрила техническими возможностями, а скорей брала своей инновационностью и минимализмом. Подобно Mario для домашних приставок главным тайтлом при запуске Game Boy стал Tetris, таким образом, первый раз оказавшись на портативной консоли.
Впечатляющие 200 миллионов продаж были достигнуты, в том числе благодаря последующему выпуску других моделей. Через семь лет после оригинала вышла Game Boy Portable — более компактная версия, без каких либо технических преимуществ, за исключением улучшенного экрана.
Самой же популярной стала Game Boy Color. Помимо цвета в приставке забился более мощный процессор, а память была увеличена в несколько раз. Но если GBC по возможностям сравнивалась с NES, то Game Boy Advance в 2001 уже рекламировалась как «Карманная SNES». Конечно, без маркетингового преувеличения не обошлось, но для консоли действительно было сделано несколько ремейков классики SNES.
1990 — Super Nintendo Entertainment System
К моменту выпуска 16-битной SNES, созданный Nintendo положительный климат в индустрии породил несколько конкурентов, самым серьезным из которых на тот момент была Sega. Несмотря на большой потенциал Sega Genesis (Mega Drive), в тяжелой борьбе SNES все же удалось обогнать конкурентку по продажам и даже оставаться относительно популярной в период 32-битных приставок.
Правда ожесточенная конкуренция со стороны Sega все же имела свои последствия. Nintendo уже не могла себе позволить, как во времена NES, самолично контролировать качество практически каждой игры, и заставлять разработчиков выкупать у себя партии картриджей. Таким образом, все больше и больше студий начали выпускать игры для обеих систем.
1996 — Nintendo 64
Набив шишки на провальном эксперименте Virtual Boy, Nintendo в ответ на набирающие популярность Sega Saturn и Sony PlayStation выпустила свою 64-битную консоль Nintendo 64. Помимо нового технического уровня главным украшением N64 стал инновационный контроллер с аналоговым джойстиком. Кстати, N64 стала первой приставкой с возможностью подключения четырех геймпадов одновременно. К сожалению, даже самые сладкие нововведения Nintendo меркли перед, выпущенной годом раньше, Sony PlayStation.
Автор: zoki64
В то время как Nintendo до сих пор оставались верна картриджам, Sony и Sega использовали более емкие и дешевые для производства компакт-диски. Это привело к тому, что независимые разработчики разом повернули головы в сторону PlayStation и Saturn.
Приставку выручили игры. GoldenEye 007, Star Fox 64 и особенно 3D-платформер Super Mario 64 на своих плечах вывели консоль в топ, уступив только Sony. В дополнение ко всему через два года после релиза вышел культовый шедевр Сигэру Миямото The Legend of Zelda: Ocarina of Time, не раз названный лучшей игрой за всю историю индустрии.
2001 — GameCube
В противовес безумно успешной PlayStation 2, а теперь еще и Xbox, Nintendo представили GameCube. Стало кристально ясно, что Nintendo сдала позиции, и ее продукция все больше переходит в категорию «для ценителей». Компания даже отказалась от любимых картриджей в пользу mini-DVD. Досталось даже дизайну приставки. Несмотря на крайне удобный геймпад, внешний вид самой GameCube не раз называли «слишком игрушечным» и сравнивали с ланч-боксами. Пополнение в рядах традиционных игровых линеек Nintendo также не смогли изменить ситуацию.
В итоге многие разработчики совсем убрали Nintendo из поля зрения и предпочитали работать исключительно с Sony и Microsoft. К счастью, несмотря на низкие продажи GameCube, параллельный успешный выпуск Game Boy Advance реабилитировал Nintendo.
2004 — Nintendo DS
Горевала Nintendo совсем недолго и решила напомнить о себе там, где у нее уже был накоплен двадцатилетний опыт — в производстве портативных консолей. Компания решила, что хоть она и сдала позиции среди домашних консолей, замаячившая на горизонте PlayStation Portable не отберет у Nintendo ее главный козырь.
Незадолго до релиза консоли, на тот момент уже бывший президент Nintendo заявил: «Если DS преуспеет, мы окажемся в раю. Если нет — начнется кошмар».
Уже в скором времени после старта продаж стало ясно, что DS — самое успешное творение Nintendo. Парочка нововведений вроде двойного экрана, раздельных процессоров, совместимости с Game Boy Advance и удобного тачпада сделали свое дело и в течение следующих десяти лет продажи перевалили за 150 миллионов.
Помимо прочего, DS выделилась тем, что игроки могли использовать Wi-Fi для совместных игр в Pokemon, Mario Kart DS и Animal Crossing: Wild World. В том числе имелась возможность добавлять человека «в друзья» через систему Friend Code.
2006 — Wii
Вместо того чтобы ломиться в закрытую дверь, за которой уже гордо делили трон Xbox и PlayStation, Nintendo зашла с другой сторону и попала на еще большую аудиторию, среди которой снова почувствовала себя королевой. Выпуская Wii, Nintendo целилась на более казуальную аудиторию и презентовала приставку как развлечение для компаний и семей. Ее в очередной раз инновационные motion-технологии и оригинальный геймпад Wii Remote пришлись по вкусу тем людям, которые до этого даже не задумывались о видеоиграх.
Без сомнений, такой маневр проредил армию хардкорных фанатов Nintendo, но после провала с GameCube компания была готова пойти на что угодно, дабы восстановить свои позиции. Это ей, бесспорно, удалось, и Nintendo снова оказалась на коне.
Кстати, не смотря на не тривиальный подход к управлению, приставка не осталась обделенной серией традиционных приключений Марио и Линка в виде хитовых Mario Kart Wii, Super Mario Galaxy и Skyward Sword. Правда в тот момент все они отошли на второй план, потому как приключения любимых персонажей неожиданно затмил новый хит Nintendo — Wii Sports.
2011 — Nintendo 3DS
До разработки 3DS Nintendo уже пыталась набить руку в 3D-технологиях посредством двух провальных экспериментов: Famicom 3D System и Virtual Boy. На этот же раз попытку капитализировать успех DS, добавив на верхний экран 3D-эффект можно считать успешной. Линейка не стала столь же прибыльной, как и DS, но пришлась игрокам по душе и без проблем обогнала PS Vita по продажам.
Из-за многочисленных уколов в сторону дизайна 3DS, в 2013 вышла переработанная версия Nintendo 2DS без эффекта 3D, но в остальном практически с той же начинкой.
2012 — Wii U
Самый большой провал компании. После крайне успешного эксперимента с Wii, Nintendo задумала вернуться в конкурентную борьбу с представителями восьмого поколения консолей PlayStation 4 и Xbox One. Изначально компания заручилась поддержкой сторонних разработчиков и таких известных игровых франшиз как Assassin’s Creed, FIFA и Mass Effect.
Однако после релиза приставки стало ясно, что большинство игроков не видят смысла вникать в Wii U, а предпочитают использовать привычную систему. Усилия, потраченные Nintendo на разработку свежего геймпада со встроенным шестидюймовым экраном, совершенно себя не оправдали. В результате довольно быстро поддержка консоли сторонними разработчиками прекратилась и Wii U практически перестала иметь какой-либо вес в индустрии.
2017 — Nintendo Switch
Как и в ситуации c GameCube, после Wii U Nintendo решила реабилитировать свои позиции, как можно сильнее озадачив игромир. Nintendo Switch стала первой гибридной консолью компании и пытается быть настолько мобильной насколько это возможно. В любой момент можно достать приставку из док-станции, присоединить к ней так называемые «Джой-Коны» и вот, у вас в руках уже портативная консоль с шестидюймовым экраном. Таким образом, Nintendo намерена охватить и угодить как можно большему кругу игроков.
***
Пока еще рано делать серьезные выводы по поводу успешности всего Switch-предприятия. На данном этапе главным хитом и по совместительству главным мотиватором покупки консоли является The Legend of Zelda: Breath of the Wild. Тем не менее, по заявлениям Nintendo, компания заручилась поддержкой 70 сторонних студий и в сумме ожидается около 100 отдельных тайтлов. Будем ждать.