Мобильные игровые консоли пользуются спросом с появления первого Game Boy в 1989 году. С тех пор Nintendo, SEGA, Sony — то есть все гранды рынка приставок, кроме Microsoft, так или иначе пытались решить локальную «проблему трех тел»: уравнение с мощностью, весом и энергопотреблением. Мощность такому устройству нужна не сама для себя, а ради совместимости с современными играми — ведь, чем меньше игр и они проще, тем менее интересна покупателям платформа. На вес влияет размер экрана и батареи — и то, и другое хотелось бы чуть больше, но тогда становится сложнее держать консоль в руках. Чем мощнее компоненты и больше экран — тем меньше жизни от батареи, а тогда о какой портативности идет речь? Это уравнение не решено до сих пор и каждое устройство остается так или иначе компромиссом. Продажи говорят, что путь Nintendo от Game Boy до Switch является самым удачным коммерчески, но он явно не единственный. С появлением Steam Deck от Valve появился ощутимо принципиально новый подход, который может приблизить рынок к ответу — дать геймерам мобильное устройство, способное запускать обычные игры под Windows. После успеха продукта Valve эта задача заинтересовала и традиционных поставщиков ИТ-индустрии. Пришло время обзора MSI Claw A1M.
Это устройство на практике работает и ощущается гораздо лучше, чем об этом говорят объективные результаты тестов. Не очень часто в отрасли появляются новые форм-факторы компьютеров, так что ни одна статья или видео-обзор не заменят хотя бы беглого личного знакомства с подобной портативной игровой Windows-«консолью» для того, чтобы составить настоящее впечатление. В общем, весь этот обзор будет меньше о цифрах и больше о самом впечатлении. Именно с этого и начнем, а технические характеристики, упаковку и комплектацию оставим на конец статьи. Стоит отметить, что у MSI получился довольно жесткий старт с их устройством ранее в этом году, поэтому первые обзоры были менее оптимистичны, но к счастью компания смогла исправить основные проблемы путем прошивок и драйверов без изменений «железа», так что все покупатели MSI Claw A1M могут ожидать сейчас нормальную работу.
Обзор и общие впечатления
Геймпад Xbox уже более десятилетия считается эталоном эргономики для всех, кроме владельцев Playstation. Да и даже они согласятся, что стандартом отрасли является общая схема с двумя аналоговыми стиками, крестовиной слева, четырьмя основными кнопками справа и дополнительными «бамперами» и «триггерами» под указательные пальцы, плюс вспомогательными кнопками по центру. Эволюция зафиксировала такую конструкцию как самую удобную и на ее использование заточены все игры, выходящие на современных консолях. Многие производители периферии находят способы доработать конструкцию в деталях и таким образом предложить собственные модели, но при этом не трогают общую схему. Вот и MSI ее сохранили: все описанные элементы на своих местах и больше всего Claw напоминает собственно геймпад Xbox, распиленный пополам и с большим телефоном по центру. Если это звучит знакомо, то именно так работают устройства типа Razer Kishi для смартфонов — там они дают возможность игрокам управлять мобильной игрой привычным по консолям способом вместо использования тачскрина и для большинства это считается улучшением по сравнению с возможностями смартфона.
Конечно, в Claw никакого смартфона по центру нет: устройство монолитное и имеет 7-дюймовый дисплей и обычную операционную систему Windows 11. В таком случае, насколько именно геймпад удобен для ПК-гейминга по сравнению с клавиатурой и мышью — вопрос очень субъективный и зависит от жанра игры, усилий разработчиков по оптимизации и привычек конкретного игрока. В файтингах или гонках именно с геймпадом удобнее большинству игроков, в шутерах от первого лица или стратегиях реального времени большинство справедливо отдает предпочтение клавиатуре и мыши. Некоторые игры вообще не совместимы с геймпадом, в некоторых же разработчики ПК-версии отталкивались от оригинала под Xbox или Playstation и поэтому геймпад там является более естественным. Наконец, если у геймера есть личный опыт эксплуатации консоли в играх разных жанров, то и управление MSI Claw будет казаться гораздо более интуитивным. К сожалению, совместить форм-фактор портативной консоли и клавиатуры с мышью в одном устройстве невозможно физически, так что неофитам придется привыкать к геймпаду и успокаивать себя тем, что сотни миллионов владельцев консолей не могут ошибаться. Статистика платформы Steam, показывающая повышение использования геймпадов с 5% до 15%, как раз говорит о том, что постепенно ПК-геймеры таки принимают эту опцию управления.
При этом MSI Claw заметно тяжелее смартфона, геймпада того же Xbox и старых микроконсолей типа Sony Playstation Portable/Vita, но держать его удобно и, собственно, даже удобнее — потому что благодаря экрану посередине руки не так близко друг к другу. К описанной выше классической схеме геймпада MSI добавили две функциональные кнопки по бокам экрана (одна для вызова приложения MSI Master M, одна для быстрого доступа к настройкам OSD-меню) и две макро-кнопки под средние пальцы. Важно отметить, что стики построены на основе датчиков Холла, так что правильно работают и есть шанс, что долго не выйдут из строя. Фирменная RGB-подсветка MSI Mystic Light вокруг стиков и под четырьмя основными кнопками удобна при игре в темноте и добавляет интереса во внешний вид (при работе от батареи легко настроить автоматическое отключение).
В тех играх, где управление может происходить с тачскрина, держать Claw одной рукой и управлять другой тоже удобно и, в некоторых случаях, даже лучше, чем делать это мышью на десктопе: все-таки смартфоны надежно приучили людей нажимать на экран для взаимодействия с контентом. В этом смысле, Claw с эргономичным корпусом также удобнее плоских планшетов.
Конечно, система Windows использует курсор мыши для управления. При отсутствии мыши на MSI Claw пользователи могут управлять системой с помощью сенсорного экрана (прикосновение равно левому клику, длинное прикосновение — правому), или же использовать физические кнопки в режиме Desktop mode. Тогда перемещение курсора мыши происходит с помощью левого стика. Крестовина эквивалентна клавишам со стрелками вверх, вниз, влево и вправо на клавиатуре. Нажатие кнопки «A» соответствует левому клику, «B» — правому клику, а «X» — клавише Escape (Esc)/сканирования/выхода. Правый стик отвечает за прокрутку окон вверх/вниз. Непривычно, но возможно.
На бумаге, 7-дюймовый экран (та же IPS-матрица TL070FVXS01-0 производства Tianma, что и в ASUS ROG Ally, с разрешением 1920х1080 и частотой обновления 120 Гц) кажется маленьким по сравнению даже с компактными ноутбуками. Но на практике, опять же, он справедливо ощущается заметно больше экрана смартфона — а это самое привычное устройство для современного пользователя! Так что и здесь есть определенное улучшение. К сожалению, по техническим причинам результаты тестирования дисплея потерялись, впрочем, экран действительно такой же, как у конкурента и здесь можно процитировать те же выводы: «Экран демонстрирует почти 100% покрытия sRGB, тогда как для Adobe RGB и DCI P3 эти показатели равны 70 и 72 процента соответственно, что можно назвать среднестатистическим результатом, которым могут похвастаться нормальные ноутбуки. Матрица немного холодит и ее температура достигает где-то 7800К. Запас яркости находится на уровне 10-520 кд/м²... Точность передачи цветов также находится на хорошем уровне — средняя DeltaE меньше чем 1». Удивляет выбор IPS, так как для почти исключительно игрового устройства сейчас дисплей OLED выглядит лучшим выбором, но пока имеем, что имеем. В худших условиях на солнце экран под опциональным защитным стеклом выглядит вот так, во всех остальных случаях к яркости претензий точно никаких:
Пожалуй, дисплей с диагональю 8–9 дюймов был бы лучше, только не с повышением разрешения (как это сделано в Lenovo Legion Go), ведь мощности встроенного графического ядра на что-то большее, чем Full HD не хватит. Собственно, это уже было недавно проверено в обзоре ноутбука ASUS Zenbook DUO с процессором Intel Core Ultra 9-185H и графикой Intel Arc: «при Full HD-экране обычный ноутбук с соответствующим процессором этого семейства без отдельной видеокарты на борту может позволить хотя бы базовый уровень играбельности современных игр». В мобильном формате также не стоит крутить носом от спецификаций и переоценивать преимущества режимов 2K/3K/4K, наблюдаемые на большом мониторе — в размере 7 дюймов Full HD вполне достаточно для приятных впечатлений от игры.
Процитированный выше вывод из вроде бы совершенно другого обзора становится еще более важным для MSI Claw A1M потому, что напоминает — современный ноутбук продемонстрировал (с учетом разницы Core Ultra 9 185H у ASUS Zenbook DUO против Core Ultra 7 155H у MSI Claw) очень похожий уровень быстродействия в большинстве тестов, включая время работы от батареи в играх и получил в итоге положительную оценку. Не является ли, в таком случае, это превосходным результатом для супер-портативного устройства с ценой $800?! Вопрос риторический.
И здесь для правильной оценки MSI Claw, еще стоит вернуться к основателю современного класса консолей. У Valve Steam Deck есть два важных недостатка. Во-первых, это ориентация на сам по себе сервис Steam, что является абсолютно логичным для разработчиков устройства, но для пользователя усложняет совместимость с Xbox Game Pass, Epic Games, Ubisoft Connect и другими конкурентными приложениями. Даже клиент GeForce Now появился только недавно и находится в бета-версии. Во-вторых, это операционная система SteamOS на основе Linux. Без танцев с бубном, Steam Deck остаётся именно «консолью», а не «компьютером» — то есть, кроме игр мало на что пригодна. И тут возникает философский вопрос: а достаточно ли этого?
В первую очередь, подобное устройство покупают ради основного назначения, то есть игр, но присутствие полноценного Windows 11 решает проблемы совместимости с программным обеспечением, например, Microsoft Office. И в истории ИТ уже был пример класса UMPC (ultra-mobile PC), который в 2000-х пытался дать пользователям максимально мобильную альтернативу ноутбуку в мире, где еще не было современных смартфонов. Samsung Q1 и подобные компьютеры стоили более $1500 и позволяли играть только в старые неприхотливые игры (их ориентировали на рабочие задачи), однако с весом около 700 грамм идеально подходили для действительно мобильного использования. UMPC имели свои недостатки и довольно быстро исчезли с расцветом планшетов, вот только iPad и продукты на базе Android снова ограничивали выбор приложений... И вот, глядя на MSI Claw A1M с 7-дюймовым экраном и Windows 11, нельзя не сравнить ее с «дедом» Samsung Q1. На нем автор когда-то играл в Diablo II и писал множество репортажей с выставок типа Computex, а теперь рядом стоит «внук», позволяющий играть на нем в Diablo IV:
Конечно, тогда в 2006 году 7-дюймовый сенсорный экран UMPC был диковинкой, в то время, как сейчас, типичный размер экрана смартфона лишь чуть меньше. Вот только одно дело — держать MSI Claw в руках, как уже описано выше, воспринимая устройство, как «геймпад от Xbox с экраном посередине» и играть. И другое дело — попробовать поработать над чем-то в настольном режиме с клавиатурой и мышью. У смартфонов и даже планшетов с большей диагональю весь интерфейс оптимизирован под их физический размер, а Windows 11 воспринимает дисплей Claw просто как обычный Full HD-монитор. В принципе, когда его половину не занимает экранная клавиатура и есть мышь, то возможно даже редактирование текстов в Word и таблиц в Excel (если зрение позволяет), как и просмотр вебсайтов в их обычном десктопном виде. Но, скорее всего, это будет нетипичная модель использования MSI Claw. Помимо прочего, по сравнению с «дедом» UMPC из 2000-х, «внук» лишился встроенной ножки для того, чтобы поставить устройство куда-то вертикально. Видимо, по той логике, что смартфоны и планшеты тоже такую возможность получают только с помощью специального чехла.
Поэтому гораздо интереснее для практики выглядит док-станция Claw Nest, которую производитель предлагает отдельно. Лишь один разъем USB-C, хоть и с поддержкой Display Port и Thunderbolt 4, сильно ограничивает удобство расширения Claw, так как через тот же разъем идет еще и зарядка устройства. Проблему решит любой USB-хаб с нужными разъемами, однако только MSI Claw Nest дает возможность закрепить в нем консоль под удобным углом и поставляется с удобным фирменным кабелем.
Имеющиеся на док-станции порты HDMI для монитора, USB-A для клавиатуры и мыши, RJ-45 для проводного интернета позволяют собрать из MSI Claw полноценный домашний компьютер и при этом мгновенно возвращать консоль в «походный» режим, вытащив всего один кабель. Именно здесь становится важным полноценная Windows 11 вместо SteamOS.
Потому что еще привлекательнее эта история с док-станцией начинает выглядеть, если заметить в спецификациях USB-C упоминание о Thunderbolt 4. Если MSI Claw Nest позволяет просто расширить периферийные способности Claw A1M, то через Thunderbolt 4 к портативной «консоли» (в кавычках, потому что это все же полноценный компьютер) можно добавить нормальную внешнюю видеокарту! При этом, мощности процессора Intel Core Ultra 7 155H в целом достаточно для многих задач, то есть быстродействие MSI Claw в играх ограничивает именно встроенная графика Intel Arc. Так что с внешним боксом вроде Razer Core настольный вариант использования Claw становится уже абсолютно бескомпромиссным!
Впрочем, в условиях Украины 2024 года именно портативность и низкое энергопотребление MSI Claw очень актуальны. Вместе с терминалом Starlink и чем-то типа станции Ecoflow, это становится лучшим способом развлечься в играх при отключении света. А в мирные времена — поможет так же энергонезависимо играть там, где розетки и мобильной связи вообще нет. Но физику в виде TDP процессора и других компонентов невозможно обойти. При полной загрузке в режиме максимального быстродействия имеющейся батареи емкостью 53 Вт⋅ч хватает примерно на полтора часа игры. Огромным плюсом MSI Claw в таких условиях является то, что быстродействие от батареи остается на том же уровне, что и при питании от сети в то время, когда «игровые ноутбуки» часто сильно снижают частоты.
Такая автономность может разочаровать человека, впервые сталкивающегося с «портативной консолью», но, увы, проблема не решается десятилетиями — обычный смартфон гораздо дольше держит заряд во время игры, вот только поиграть в Cyberpunk 2077 на нём не получится... С другой стороны, использовать Claw для просмотра видео на Youtube от батареи почти нет смысла: это можно делать часов восемь подряд, вот только батарея смартфона с почти такой же диагональю экрана в лёгкой нагрузке демонстрирует лучшую энергоэффективность.
Поскольку отходить далеко от розетки с MSI Claw нежелательно, то стоит присмотреться к блоку питания. Комплектный имеет мощность 65 Вт, несъемный двухметровый кабель USB-C и съемный кабель C5/C6 длиной 1 метр для подключения к розетке. В современном мире гораздо удобнее взять зарядное устройство с Power Delivery на 100 Вт и несколькими USB-разъемами, чтобы заряжать от него не только Claw, но и еще что-то, например, телефон. Даже сам производитель рекомендует взять именно 100-ваттный блок питания в качестве источника для док-станции Claw Nest с учетом возможного потребления подключенной периферии.