Будучи заядлыми ПК-геймерами, мы никогда не обращали внимания на консоли, но реальность такова, что часть наших читателей, родственников и друзей все чаще приобретают игровые приставки вместо очередного апгрейда своего компьютера. Кто-то же берет консоль ради эксклюзивов или просто как дополнительное устройство для телевизора с большой диагональю. Даже мы периодически знакомимся с новыми играми именно на приставке, так как это позволяет не ограничиваться возможностями имеющегося компьютера и полностью погрузиться в игровой процесс. Фактически приставка — это готовый небольшой ПК, заточенный лишь для игр и развлечений, которые позволяют неплохо провести время в кругу семьи. А последние события на компьютерном рынке лишь подстегивают интерес к консолям. Итак, приступим!
PlayStation
Словосочетание PlayStation на слуху уже более 20 лет, но корпорация Sony не всегда занимала значимое место в игровой индустрии. До начала 90-х годов японская компания снисходительно относилась к рынку видеоразвлечений, отдавая предпочтение потребительской электронике. После неудачной попытки сотрудничества с Nintendo по разработке устройства с поддержкой CD-дисков для SNES, корпорация решила выпустить свою консоль, и в 1994 году была представлена всеми известная PlayStation. Трехмерные игры на емких и недорогих компакт-дисках с возможностью воспроизведения аудио-CD — для той эпохи это было весьма впечатляюще, что и позволило Sony потеснить своих конкурентов, предлагающих устройства с дорогими и менее объемными картриджами. К слову, Nintendo до начала 2000-х так и не смогла выпустить приставку с поддержкой CD.
После триумфального старта корпорация решила не останавливаться на достигнутом и в 2000 году выпустила версию PlayStation следующего поколения, которая позволяла еще и просматривать видео на DVD, что на тот момент было редкостью даже для ПК. Появление в это время мощного и грозного соперника в лице Xbox от Microsoft предопределило дальнейшее развитие игровой экосистемы японского гиганта и вылилось в эру соперничества между этими двумя компаниями. Слабая начинка в эпоху обычных телевизоров особого дискомфорта не вызывала, но рост популярности ЖК-устройств с большим разрешением уже требовал решение помощнее, да и ПК стремительно развивались, не давая передохнуть любителям апгрейда. Разработанный совместно с IBM и Toshiba процессор Cell BE уже был способен поднять производительность консоли на новый уровень, и PlayStation 3 увидела свет в 2006 году. Что интересно, все конкурирующие на тот момент приставки были основаны на процессорах архитектуры PowerPC от IBM. И опять новая консоль предлагала расширенную функциональность в виде просмотра видео, но уже на дисках Blu-ray, а возможность запустить на ней Linux — построить небольшой суперкомпьютер из нескольких приставок! Правда, позже данную «опцию» исправили в одной из прошивок.
Но у процессоров Cell, несмотря на всю их мощь, был и серьезный недостаток, заключавшийся в сложности разработки под него игрового ПО, что явно негативно сказывалось на скорости выхода проектов и их себестоимости. Кроме того, к началу прошлого десятилетия IBM прекратила все работы над этими процессорами и Sony пришлось искать им замену. И тут на сцену выходит AMD со своими APU Jaguar — восьмиядерный процессор с переработанным графическим ядром прекрасно подходил для основы PlayStation 4. Конкурент поступает аналогичным образом, и архитектура x86-64 становится общей для приставок и ПК. К сожалению, даже это не всегда способствует беспроблемному портированию игр на компьютеры или наоборот, но, учитывая, что основным рынком для студий стал именно консольный, то страдают от плохой оптимизации обычно геймеры с обычными компьютерами.
Несмотря на постоянный выход обновленных версий (Slim, Pro) того или иного поколения консолей PlayStation, обеспечивающих более компактные размеры устройства или его более высокую производительность, они со временем все равно морально и технологически устаревают. Шесть-семь лет жизненного цикла игровых приставок и возникает необходимость их полного обновления, так как новые эксклюзивные проекты обещают более качественную графику и 120 fps в еще большем разрешении с не виданной доселе кинематографичностью лишь на решениях следующего поколения. И последнее наконец-то появилось в прошлом году с выходом PlayStation 5, которая стала таким же редким явлением на полках магазинов, как и новые серии видеокарт GeForce и Radeon.
PlayStation 5
Модель | PlayStation 5 | PlayStation 5 Digital Edition | PlayStation 4/Pro | Xbox Series X | Xbox Series S |
---|---|---|---|---|---|
Процессор | AMD Zen 2 | AMD Zen 2 | AMD Jaguar | AMD Zen 2 | AMD Zen 2 |
Число ядер (потоков) | 8 (16) | 8 (16) | 8 (8) | 8 (16) | 8 (16) |
Номинальная частота, ГГц | До 3,5 | До 3,5 | 1,6/2,13 | 3,8 (3,66)* | 3,6 (3,4)* |
Графический процессор | Radeon Navi (RDNA 2) | Radeon Navi (RDNA 2) | Radeon (CGN 2) | Radeon Navi (RDNA 2) | Radeon Navi (RDNA 2) |
Частота графического процессора, МГц | 2230 | 2230 | 800/911 | 1825 | 1565 |
Количество потоковых процессоров | 2304 | 2304 | 1152/2304 | 3328 | 1280 |
Поддержка рейтрейсинга | + | + | – | + | + |
Производительность, TFLOPS | 10,28 | 10,28 | 1,84/4,2 | 12 | 4 |
Тип и шина памяти | GDDR6 256 бит | GDDR6 256 бит | GDDR5 256 бит (+DDR3) | GDDR6 320 бит | GDDR6 128 бит |
Пропускная способность памяти, Гбайт/с | 448 | 448 | 176/217,6 | 560/336 | 224/56 |
Объем памяти, Гбайт | 16 | 16 | 8 (+256/1024 Мбайт) | 10+6 | 8+2 |
Дисковая подсистема | SSD NVMe PCI-E 4.0 x4 | SSD NVMe PCI-E 4.0 x4 | HDD | SSD NVMe PCI-E 4.0 x2 | SSD NVMe PCI-E 4.0 x2 |
Скорость накопителя, Гбайт/с | 5,5 | 5,5 | н/д | 2,4 | 2,4 |
Объем накопителя (доступно для игр), Гбайт | 825 (667) | 825 (667) | 500–1000/1000 с возможностью замены | 1000 (802) | 512 (364) |
Поддержка дополнительного накопителя | SSD M.2** и внешний USB | SSD M.2** и внешний USB | Внешний USB | Карты расширения на 1 Тбайт и внешний USB | Карты расширения на 1 Тбайт и внешний USB |
Оптический привод | Blu-ray (поддержка UHD) | – | Blu-ray | Blu-ray (поддержка UHD) | – |
Видеоразъемы | HDMI 2.1 | HDMI 2.1 | HDMI 2.0a/HDMI 2.0b | HDMI 2.1 | HDMI 2.1 |
Порты ввода/вывода | 1x USB 3.1 Type-C, 3x USB 3.1 Type-A, RJ45 | 1x USB 3.1 Type-C, 3x USB 3.1 Type-A, RJ45 | 2x USB 3.0 Type-A (3х USB 3.1 Type-A для Pro), RJ45 | 3х USB 3.1 Type-A, RJ45 | 3х USB 3.1 Type-A, RJ45 |
Коммуникации | Gigabit Ethernet, Dual Band Wi-Fi (IEEE 802.11 a/b/g/n/ac/ax), Bluetooth 5.1 | Gigabit Ethernet, Dual Band Wi-Fi (IEEE 802.11 a/b/g/n/ac/ax), Bluetooth 5.1 | Gigabit Ethernet, Dual Band Wi-Fi (IEEE 802.11 a/b/g/n/ac/ax)***, Bluetooth 2.1 (4.0 для Pro) | Gigabit Ethernet, Dual Band Wi-Fi (IEEE 802.11 a/b/g/n/ac) | Gigabit Ethernet, Dual Band Wi-Fi (IEEE 802.11 a/b/g/n/ac) |
Блок питания, Вт | 350 | 350 | н/д | 310 | 200 |
Размеры (ВхШхГ), мм | 390х104х260 | 390x92x260 | 305x53x275 | 301х151х151 | 275х65х151 |
Масса, кг | 4,5 | 3,9 | 2,8/3,3 | 4,5 | 1,9 |
Стоимость на момент выхода, S | 499 | 399 | 399/399 | 499 | 299 |
* — при многопоточной нагрузке.
** — накопители SSD NVMe пока в процессе сертификации.
*** — в первых ревизиях PlayStation 4 режим AC не поддерживается.
Как видим, перед нами такой себе мощный «неттоп» в приличном корпусе, который стал даже больше, чем у PlayStation 4. Масса также выросла и это понятно, так как для нового и мощного APU старая система охлаждения явно не подходит, а установленная теперь занимает приличный объем внутреннего пространства. У конкурента дела обстоят аналогичным образом. Коммуникационные возможности вполне на современном уровне и свободно позволяют подключить все необходимое периферийное оборудование, если таковое будет, и осуществлять передачу данных, как по проводному, так и беспроводному протоколу, на приличной скорости. Теперь рассмотрим консоль и комплект поставки поближе.
Открываем коробку
Приставка поставляется в крупной коробке, выполненной в сине-белых тонах, которая для удобства переноски снабжена пластиковой ручкой. Также после покупки с ней будет удобно прогуляться по торговому центру, учитывая ее нынешний тотальный дефицит, — изображение PlayStation 5 явно привлечет к себе внимание заинтересованных лиц.
Внутри коробки консоль хорошо зафиксирована формами и накрыта сверху картонным боксом с аксессуарами, что убережет ее от повреждений при транспортировке. Хорошая предусмотрительность производителя, учитывая, что мою приставку курьерская служба явно недолюбливала, пока осуществляла ее доставку.
Вскрыв упаковку, новоиспеченный пользователь обнаружит в ней саму консоль, подставку для нее, геймпад нового поколения, кабель USB Type-C/Type-A (2 м), кабель HDMI (2 м), сетевой шнур, краткий справочник и руководство по безопасности.
Радует наличие подставки, учитывая, что ее не было у консоли второго поколения и ее необходимо было приобретать отдельно. Но здесь ее наличие продиктовано формами корпуса, из-за чего без нее будет невозможно расположить PlayStation 5 горизонтально.
Одного комплектного геймпада должно хватить для подавляющего количества проектов, а если есть желание сыграть в паре за одним экраном, придется самостоятельно позаботиться о приобретении еще одного контроллера.
Дополнительные аксессуары
В целом, второй геймпад может быть актуален даже для одного активного геймера, когда один джойстик разрядился, а прерывать игровой процесс на время зарядки желания нет. Конечно, можно подключить комплектный USB-кабель и играть так, но его длина небольшая и ее хватит, если сидишь рядом возле монитора, но не телевизора, который расположен, например, на расстоянии 3–4 м. Для двух геймпадов будет полезна фирменная заряжающая станция, благодаря которой при зарядке можно не занимать USB-порты на приставке.
Любители полного погружения в игровой процесс могут приобрести беспроводную стерео гарнитуру Pulse 3D, оснащенную двумя микрофонами с шумоподавлением, которая сможет работать без подзарядки в активном режиме до 12 часов. С ней обещают новые аудио ощущения и качественное позиционирование звука, но поддержка технологии Tempest 3D AudioTech, благодаря которой реализуется 3D-звук, пока заявлена лишь в нескольких проектах для PlayStation 5. В будущем список соответствующих игр будет только расширяться, как и сертифицированных сторонних гарнитур, так что, приобретать Pulse 3D или нет — уже решать пользователю.
Среди дополнительных аксессуаров к новой приставке присутствует камера с разрешением Full HD и возможностью удаления фона, что должно понравиться стримерам, транслирующим свой игровой процесс и желающим присутствовать на своем видео.
Есть еще ПДУ, который позволит осуществить навигацию по мультимедиа контенту и меню приставки, а также с его помощью можно управлять совместимым телевизором. Если часто использовать консоль для просмотра того же YouTube, а не только для игр, то явно без такого устройства не обойтись.
Плавные формы
Теперь перейдем к самой PlayStation 5. Игровая приставка внешне выглядит весьма футуристически, не в последнюю очередь благодаря плавным обводам корпуса, что несколько необычно после строгих форм, к которым пользователи привыкли с момента выхода PlayStation 2.
В новой модели пластиковые изогнутые матово-белые (скорее даже с сероватым оттенком) боковые панели разделяются глянцевой черной вставкой с решетками по краям для захвата холодного воздуха, расширяющиеся к верху и с большим радиусом изгиба в этой части. Свежо и ново, но кому-то может не понравиться такой вид, так как PlayStation 5 будет сильно выделяться на фоне остальной техники.
Еще один нюанс в дизайне устройства заключается в приводе дисков Blu-ray, что делает консоль немного «пузатой» справа, тогда как в цифровой версии приставки его нет и ее корпус более симметричен. Задняя часть в виде решетки для выброса нагретого воздуха выполнена из матового пластика и расширяется к низу, где расположены коммуникационные разъемы.
Спереди по центру консоли находятся два разъема USB, один из которых Type C, а снизу — кнопки выброса диска и включения приставки. Как уже отмечалось, лицевая часть выполнена из глянцевого пластика, который весьма красив, пока в коробке, но после распаковки он начинает собирать на себя пыль и отпечатки пальцев, а протирка тряпочкой попросту его царапает. Поэтому придется быть немного аккуратным при подключении шнуров и поменьше ее тереть, чтобы консоль быстро не потеряла свой первозданный вид. Сзади расположены уже остальные порты USB, RJ45, HDMI и сетевой разъем питания. Ближе к верхнему краю можно обнаружить прорезь для замка Kensington.
Приставка достаточно устойчива в вертикальном положении, но, чтобы она не царапала поверхность стола или тумбочки, ее необходимо установить на подставку. Для этого снизу по центру корпуса вынимается пластиковая заглушка и вместо нее вкручивается винт, например, при помощи монеты, фиксирующий саму подставку.
Если консоль понадобится установить горизонтально, а учитывая ее размеры — это весьма заманчивое решение для последующего размещения ее в тумбе, то подставку необходимо будет защелкнуть на боковой стенке со стороны привода в помеченной области, возле USB-портов на задней стенке. В принципе, в таком положении она держится неплохо, но ее легко выломать, если дернуть за основание.
Боковые панели у приставки можно снять, достаточно у них потянуть задний верхний угол на себя и сдвинуть крышки вниз. Такая функция новинки расширяет возможности кастомизации консоли, чем не преминули воспользоваться некоторые дизайнеры, представив золотую PlayStation 5, или фирмы, обещавшие либо отдельные черные панели, либо приставки полностью в черном цвете. Правда, последние варианты так никто и не увидел.
Сняв панели, видим черный корпус с вентиляционными решетками для системы охлаждения, приводом Blu-ray и отсеком под накопители NVMe.
Кроме того, здесь можно осуществить чистку консоли от накопившейся пыли при помощи пылесоса, для чего предусмотрены два технологических отверстия.
Разъем M.2 позволит установить SSD с интерфейсом PCI Express 4.0 и типоразмера вплоть до 110 мм, что дает возможность расширить внутреннее хранилище для игр, которого всего 667 Гбайт. Вряд ли стоит говорить, что этого объема в будущем хватит лишь на 4–5 крупных проекта, а то и меньше.
К сожалению, но разъем пока не функционирует от слова совсем и если в нем присутствует накопитель, то консоль сообщает об установленном оборудовании и необходимости выключить приставку с последующим извлечением SSD. Разъем разблокируют летом в очередной прошивке, в которую также добавят более высокие скорости работы вентилятора, позволяющие избежать перегрева игрового устройства в жаркий период времени.
Геймпад DualSense
Беспроводной геймпад для PlayStation 5 отличается от джойстиков старых версий консолей. Если ранее они были идеологическим продолжением самой первой ревизии, которая была еще без аналоговых стиков, то теперь это полностью переработанный внешне контроллер с обтекаемыми формами под стать новой приставке, заимствующий основные функции у геймпада для PlayStation 4.
Сенсорная панель стала больше, как, впрочем, и сам контроллер, и обзавелась подсветкой по краю тачпада. Крестовина и кнопки управления теперь прозрачные с серыми указателями, что добавило стильности геймпаду. Аналоговые стики стали рифлеными по краю, тогда как у джойстиков прошлого поколения они были шершавыми, а кнопки меню и создания (ранее Share) из-за своего размера легко могут затеряться среди остальных.
Изменилась клавиша PS, которая теперь выполнена в форме логотипа PlayStation, встроенный динамик, разъем гарнитуры и контакты для докстанции остались на месте, но добавился встроенный микрофон и кнопка для его отключения.
При помощи USB-порта, модного нынче Type-C, в передней части корпуса можно осуществить как зарядку контроллера, так и подключение его к ПК. Заряжается встроенный аккумулятор на 1560 мАч около 2–3 часов, которых хватит на день-два интенсивной игры или неделю, если находиться за приставкой по два часа в день.
Присутствуют вибромоторы, гироскоп и акселерометр, хотя они были и раньше, и вроде бы джойстик особыми новшествами похвастаться не может, но не тут-то было. В новинке применили адаптивные триггеры L2 и R2, которые в зависимости от игровой ситуации могут по-разному реагировать на нажатие, с минимальным или большим сопротивлением, что должно добавить реалистичности в взаимодействие с предметами. Как они работают, хорошо демонстрирует предустановленная на PlayStation 5 игра Astro’s Playroom, и я, если честно, был весьма удивлен, когда триггеры в определенный момент перестали до конца нажиматься. Кроме того, по ощущениям работы вибромоторов DualSense мне понравился куда больше, чем мой геймпад от Xbox One, в который они вставлены, судя по всему, просто для галочки. Ну и, конечно же, два аналоговых стика в одной плоскости — в джойстике от «коробки» мы вряд ли это когда-то увидим. Хотя, конечно, это дело вкуса и привычки.