Будучи заядлыми ПК-геймерами, мы никогда не обращали внимания на консоли, но реальность такова, что часть наших читателей, родственников и друзей все чаще приобретают игровые приставки вместо очередного апгрейда своего компьютера. Кто-то же берет консоль ради эксклюзивов или просто как дополнительное устройство для телевизора с большой диагональю. Даже мы периодически знакомимся с новыми играми именно на приставке, так как это позволяет не ограничиваться возможностями имеющегося компьютера и полностью погрузиться в игровой процесс. Фактически приставка — это готовый небольшой ПК, заточенный лишь для игр и развлечений, которые позволяют неплохо провести время в кругу семьи. А последние события на компьютерном рынке лишь подстегивают интерес к консолям. Итак, приступим!
PlayStation
Словосочетание PlayStation на слуху уже более 20 лет, но корпорация Sony не всегда занимала значимое место в игровой индустрии. До начала 90-х годов японская компания снисходительно относилась к рынку видеоразвлечений, отдавая предпочтение потребительской электронике. После неудачной попытки сотрудничества с Nintendo по разработке устройства с поддержкой CD-дисков для SNES, корпорация решила выпустить свою консоль, и в 1994 году была представлена всеми известная PlayStation. Трехмерные игры на емких и недорогих компакт-дисках с возможностью воспроизведения аудио-CD — для той эпохи это было весьма впечатляюще, что и позволило Sony потеснить своих конкурентов, предлагающих устройства с дорогими и менее объемными картриджами. К слову, Nintendo до начала 2000-х так и не смогла выпустить приставку с поддержкой CD.
После триумфального старта корпорация решила не останавливаться на достигнутом и в 2000 году выпустила версию PlayStation следующего поколения, которая позволяла еще и просматривать видео на DVD, что на тот момент было редкостью даже для ПК. Появление в это время мощного и грозного соперника в лице Xbox от Microsoft предопределило дальнейшее развитие игровой экосистемы японского гиганта и вылилось в эру соперничества между этими двумя компаниями. Слабая начинка в эпоху обычных телевизоров особого дискомфорта не вызывала, но рост популярности ЖК-устройств с большим разрешением уже требовал решение помощнее, да и ПК стремительно развивались, не давая передохнуть любителям апгрейда. Разработанный совместно с IBM и Toshiba процессор Cell BE уже был способен поднять производительность консоли на новый уровень, и PlayStation 3 увидела свет в 2006 году. Что интересно, все конкурирующие на тот момент приставки были основаны на процессорах архитектуры PowerPC от IBM. И опять новая консоль предлагала расширенную функциональность в виде просмотра видео, но уже на дисках Blu-ray, а возможность запустить на ней Linux — построить небольшой суперкомпьютер из нескольких приставок! Правда, позже данную «опцию» исправили в одной из прошивок.
Но у процессоров Cell, несмотря на всю их мощь, был и серьезный недостаток, заключавшийся в сложности разработки под него игрового ПО, что явно негативно сказывалось на скорости выхода проектов и их себестоимости. Кроме того, к началу прошлого десятилетия IBM прекратила все работы над этими процессорами и Sony пришлось искать им замену. И тут на сцену выходит AMD со своими APU Jaguar — восьмиядерный процессор с переработанным графическим ядром прекрасно подходил для основы PlayStation 4. Конкурент поступает аналогичным образом, и архитектура x86-64 становится общей для приставок и ПК. К сожалению, даже это не всегда способствует беспроблемному портированию игр на компьютеры или наоборот, но, учитывая, что основным рынком для студий стал именно консольный, то страдают от плохой оптимизации обычно геймеры с обычными компьютерами.
Несмотря на постоянный выход обновленных версий (Slim, Pro) того или иного поколения консолей PlayStation, обеспечивающих более компактные размеры устройства или его более высокую производительность, они со временем все равно морально и технологически устаревают. Шесть-семь лет жизненного цикла игровых приставок и возникает необходимость их полного обновления, так как новые эксклюзивные проекты обещают более качественную графику и 120 fps в еще большем разрешении с не виданной доселе кинематографичностью лишь на решениях следующего поколения. И последнее наконец-то появилось в прошлом году с выходом PlayStation 5, которая стала таким же редким явлением на полках магазинов, как и новые серии видеокарт GeForce и Radeon.
PlayStation 5
Модель | PlayStation 5 | PlayStation 5 Digital Edition | PlayStation 4/Pro | Xbox Series X | Xbox Series S |
---|---|---|---|---|---|
Процессор | AMD Zen 2 | AMD Zen 2 | AMD Jaguar | AMD Zen 2 | AMD Zen 2 |
Число ядер (потоков) | 8 (16) | 8 (16) | 8 (8) | 8 (16) | 8 (16) |
Номинальная частота, ГГц | До 3,5 | До 3,5 | 1,6/2,13 | 3,8 (3,66)* | 3,6 (3,4)* |
Графический процессор | Radeon Navi (RDNA 2) | Radeon Navi (RDNA 2) | Radeon (CGN 2) | Radeon Navi (RDNA 2) | Radeon Navi (RDNA 2) |
Частота графического процессора, МГц | 2230 | 2230 | 800/911 | 1825 | 1565 |
Количество потоковых процессоров | 2304 | 2304 | 1152/2304 | 3328 | 1280 |
Поддержка рейтрейсинга | + | + | – | + | + |
Производительность, TFLOPS | 10,28 | 10,28 | 1,84/4,2 | 12 | 4 |
Тип и шина памяти | GDDR6 256 бит | GDDR6 256 бит | GDDR5 256 бит (+DDR3) | GDDR6 320 бит | GDDR6 128 бит |
Пропускная способность памяти, Гбайт/с | 448 | 448 | 176/217,6 | 560/336 | 224/56 |
Объем памяти, Гбайт | 16 | 16 | 8 (+256/1024 Мбайт) | 10+6 | 8+2 |
Дисковая подсистема | SSD NVMe PCI-E 4.0 x4 | SSD NVMe PCI-E 4.0 x4 | HDD | SSD NVMe PCI-E 4.0 x2 | SSD NVMe PCI-E 4.0 x2 |
Скорость накопителя, Гбайт/с | 5,5 | 5,5 | н/д | 2,4 | 2,4 |
Объем накопителя (доступно для игр), Гбайт | 825 (667) | 825 (667) | 500–1000/1000 с возможностью замены | 1000 (802) | 512 (364) |
Поддержка дополнительного накопителя | SSD M.2** и внешний USB | SSD M.2** и внешний USB | Внешний USB | Карты расширения на 1 Тбайт и внешний USB | Карты расширения на 1 Тбайт и внешний USB |
Оптический привод | Blu-ray (поддержка UHD) | – | Blu-ray | Blu-ray (поддержка UHD) | – |
Видеоразъемы | HDMI 2.1 | HDMI 2.1 | HDMI 2.0a/HDMI 2.0b | HDMI 2.1 | HDMI 2.1 |
Порты ввода/вывода | 1x USB 3.1 Type-C, 3x USB 3.1 Type-A, RJ45 | 1x USB 3.1 Type-C, 3x USB 3.1 Type-A, RJ45 | 2x USB 3.0 Type-A (3х USB 3.1 Type-A для Pro), RJ45 | 3х USB 3.1 Type-A, RJ45 | 3х USB 3.1 Type-A, RJ45 |
Коммуникации | Gigabit Ethernet, Dual Band Wi-Fi (IEEE 802.11 a/b/g/n/ac/ax), Bluetooth 5.1 | Gigabit Ethernet, Dual Band Wi-Fi (IEEE 802.11 a/b/g/n/ac/ax), Bluetooth 5.1 | Gigabit Ethernet, Dual Band Wi-Fi (IEEE 802.11 a/b/g/n/ac/ax)***, Bluetooth 2.1 (4.0 для Pro) | Gigabit Ethernet, Dual Band Wi-Fi (IEEE 802.11 a/b/g/n/ac) | Gigabit Ethernet, Dual Band Wi-Fi (IEEE 802.11 a/b/g/n/ac) |
Блок питания, Вт | 350 | 350 | н/д | 310 | 200 |
Размеры (ВхШхГ), мм | 390х104х260 | 390x92x260 | 305x53x275 | 301х151х151 | 275х65х151 |
Масса, кг | 4,5 | 3,9 | 2,8/3,3 | 4,5 | 1,9 |
Стоимость на момент выхода, S | 499 | 399 | 399/399 | 499 | 299 |
* — при многопоточной нагрузке.
** — накопители SSD NVMe пока в процессе сертификации.
*** — в первых ревизиях PlayStation 4 режим AC не поддерживается.
Как видим, перед нами такой себе мощный «неттоп» в приличном корпусе, который стал даже больше, чем у PlayStation 4. Масса также выросла и это понятно, так как для нового и мощного APU старая система охлаждения явно не подходит, а установленная теперь занимает приличный объем внутреннего пространства. У конкурента дела обстоят аналогичным образом. Коммуникационные возможности вполне на современном уровне и свободно позволяют подключить все необходимое периферийное оборудование, если таковое будет, и осуществлять передачу данных, как по проводному, так и беспроводному протоколу, на приличной скорости. Теперь рассмотрим консоль и комплект поставки поближе.
Открываем коробку
Приставка поставляется в крупной коробке, выполненной в сине-белых тонах, которая для удобства переноски снабжена пластиковой ручкой. Также после покупки с ней будет удобно прогуляться по торговому центру, учитывая ее нынешний тотальный дефицит, — изображение PlayStation 5 явно привлечет к себе внимание заинтересованных лиц.
Внутри коробки консоль хорошо зафиксирована формами и накрыта сверху картонным боксом с аксессуарами, что убережет ее от повреждений при транспортировке. Хорошая предусмотрительность производителя, учитывая, что мою приставку курьерская служба явно недолюбливала, пока осуществляла ее доставку.
Вскрыв упаковку, новоиспеченный пользователь обнаружит в ней саму консоль, подставку для нее, геймпад нового поколения, кабель USB Type-C/Type-A (2 м), кабель HDMI (2 м), сетевой шнур, краткий справочник и руководство по безопасности.
Радует наличие подставки, учитывая, что ее не было у консоли второго поколения и ее необходимо было приобретать отдельно. Но здесь ее наличие продиктовано формами корпуса, из-за чего без нее будет невозможно расположить PlayStation 5 горизонтально.
Одного комплектного геймпада должно хватить для подавляющего количества проектов, а если есть желание сыграть в паре за одним экраном, придется самостоятельно позаботиться о приобретении еще одного контроллера.
Дополнительные аксессуары
В целом, второй геймпад может быть актуален даже для одного активного геймера, когда один джойстик разрядился, а прерывать игровой процесс на время зарядки желания нет. Конечно, можно подключить комплектный USB-кабель и играть так, но его длина небольшая и ее хватит, если сидишь рядом возле монитора, но не телевизора, который расположен, например, на расстоянии 3–4 м. Для двух геймпадов будет полезна фирменная заряжающая станция, благодаря которой при зарядке можно не занимать USB-порты на приставке.
Любители полного погружения в игровой процесс могут приобрести беспроводную стерео гарнитуру Pulse 3D, оснащенную двумя микрофонами с шумоподавлением, которая сможет работать без подзарядки в активном режиме до 12 часов. С ней обещают новые аудио ощущения и качественное позиционирование звука, но поддержка технологии Tempest 3D AudioTech, благодаря которой реализуется 3D-звук, пока заявлена лишь в нескольких проектах для PlayStation 5. В будущем список соответствующих игр будет только расширяться, как и сертифицированных сторонних гарнитур, так что, приобретать Pulse 3D или нет — уже решать пользователю.
Среди дополнительных аксессуаров к новой приставке присутствует камера с разрешением Full HD и возможностью удаления фона, что должно понравиться стримерам, транслирующим свой игровой процесс и желающим присутствовать на своем видео.
Есть еще ПДУ, который позволит осуществить навигацию по мультимедиа контенту и меню приставки, а также с его помощью можно управлять совместимым телевизором. Если часто использовать консоль для просмотра того же YouTube, а не только для игр, то явно без такого устройства не обойтись.
Плавные формы
Теперь перейдем к самой PlayStation 5. Игровая приставка внешне выглядит весьма футуристически, не в последнюю очередь благодаря плавным обводам корпуса, что несколько необычно после строгих форм, к которым пользователи привыкли с момента выхода PlayStation 2.
В новой модели пластиковые изогнутые матово-белые (скорее даже с сероватым оттенком) боковые панели разделяются глянцевой черной вставкой с решетками по краям для захвата холодного воздуха, расширяющиеся к верху и с большим радиусом изгиба в этой части. Свежо и ново, но кому-то может не понравиться такой вид, так как PlayStation 5 будет сильно выделяться на фоне остальной техники.
Еще один нюанс в дизайне устройства заключается в приводе дисков Blu-ray, что делает консоль немного «пузатой» справа, тогда как в цифровой версии приставки его нет и ее корпус более симметричен. Задняя часть в виде решетки для выброса нагретого воздуха выполнена из матового пластика и расширяется к низу, где расположены коммуникационные разъемы.
Спереди по центру консоли находятся два разъема USB, один из которых Type C, а снизу — кнопки выброса диска и включения приставки. Как уже отмечалось, лицевая часть выполнена из глянцевого пластика, который весьма красив, пока в коробке, но после распаковки он начинает собирать на себя пыль и отпечатки пальцев, а протирка тряпочкой попросту его царапает. Поэтому придется быть немного аккуратным при подключении шнуров и поменьше ее тереть, чтобы консоль быстро не потеряла свой первозданный вид. Сзади расположены уже остальные порты USB, RJ45, HDMI и сетевой разъем питания. Ближе к верхнему краю можно обнаружить прорезь для замка Kensington.
Приставка достаточно устойчива в вертикальном положении, но, чтобы она не царапала поверхность стола или тумбочки, ее необходимо установить на подставку. Для этого снизу по центру корпуса вынимается пластиковая заглушка и вместо нее вкручивается винт, например, при помощи монеты, фиксирующий саму подставку.
Если консоль понадобится установить горизонтально, а учитывая ее размеры — это весьма заманчивое решение для последующего размещения ее в тумбе, то подставку необходимо будет защелкнуть на боковой стенке со стороны привода в помеченной области, возле USB-портов на задней стенке. В принципе, в таком положении она держится неплохо, но ее легко выломать, если дернуть за основание.
Боковые панели у приставки можно снять, достаточно у них потянуть задний верхний угол на себя и сдвинуть крышки вниз. Такая функция новинки расширяет возможности кастомизации консоли, чем не преминули воспользоваться некоторые дизайнеры, представив золотую PlayStation 5, или фирмы, обещавшие либо отдельные черные панели, либо приставки полностью в черном цвете. Правда, последние варианты так никто и не увидел.
Сняв панели, видим черный корпус с вентиляционными решетками для системы охлаждения, приводом Blu-ray и отсеком под накопители NVMe.
Кроме того, здесь можно осуществить чистку консоли от накопившейся пыли при помощи пылесоса, для чего предусмотрены два технологических отверстия.
Разъем M.2 позволит установить SSD с интерфейсом PCI Express 4.0 и типоразмера вплоть до 110 мм, что дает возможность расширить внутреннее хранилище для игр, которого всего 667 Гбайт. Вряд ли стоит говорить, что этого объема в будущем хватит лишь на 4–5 крупных проекта, а то и меньше.
К сожалению, но разъем пока не функционирует от слова совсем и если в нем присутствует накопитель, то консоль сообщает об установленном оборудовании и необходимости выключить приставку с последующим извлечением SSD. Разъем разблокируют летом в очередной прошивке, в которую также добавят более высокие скорости работы вентилятора, позволяющие избежать перегрева игрового устройства в жаркий период времени.
Геймпад DualSense
Беспроводной геймпад для PlayStation 5 отличается от джойстиков старых версий консолей. Если ранее они были идеологическим продолжением самой первой ревизии, которая была еще без аналоговых стиков, то теперь это полностью переработанный внешне контроллер с обтекаемыми формами под стать новой приставке, заимствующий основные функции у геймпада для PlayStation 4.
Сенсорная панель стала больше, как, впрочем, и сам контроллер, и обзавелась подсветкой по краю тачпада. Крестовина и кнопки управления теперь прозрачные с серыми указателями, что добавило стильности геймпаду. Аналоговые стики стали рифлеными по краю, тогда как у джойстиков прошлого поколения они были шершавыми, а кнопки меню и создания (ранее Share) из-за своего размера легко могут затеряться среди остальных.
Изменилась клавиша PS, которая теперь выполнена в форме логотипа PlayStation, встроенный динамик, разъем гарнитуры и контакты для докстанции остались на месте, но добавился встроенный микрофон и кнопка для его отключения.
При помощи USB-порта, модного нынче Type-C, в передней части корпуса можно осуществить как зарядку контроллера, так и подключение его к ПК. Заряжается встроенный аккумулятор на 1560 мАч около 2–3 часов, которых хватит на день-два интенсивной игры или неделю, если находиться за приставкой по два часа в день.
Присутствуют вибромоторы, гироскоп и акселерометр, хотя они были и раньше, и вроде бы джойстик особыми новшествами похвастаться не может, но не тут-то было. В новинке применили адаптивные триггеры L2 и R2, которые в зависимости от игровой ситуации могут по-разному реагировать на нажатие, с минимальным или большим сопротивлением, что должно добавить реалистичности в взаимодействие с предметами. Как они работают, хорошо демонстрирует предустановленная на PlayStation 5 игра Astro’s Playroom, и я, если честно, был весьма удивлен, когда триггеры в определенный момент перестали до конца нажиматься. Кроме того, по ощущениям работы вибромоторов DualSense мне понравился куда больше, чем мой геймпад от Xbox One, в который они вставлены, судя по всему, просто для галочки. Ну и, конечно же, два аналоговых стика в одной плоскости — в джойстике от «коробки» мы вряд ли это когда-то увидим. Хотя, конечно, это дело вкуса и привычки.
Что внутри?
Сердцем нынешней приставки так же, как и у PlayStation 4 стал заказной восьмиядерный высокоинтегрированный процессор AMD, но теперь архитектуры Zen и с поддержкой технологии SMT, позволяющейт задействовать 16 вычислительных потоков одновременно. Выпускается он по 7-нм технологическим нормам и функционирует на частоте до 3,5 ГГц, что в два раза больше, чем у первой версии консоли прошлого поколения.
Казалось бы, даже этого мало на фоне тех же современных мобильных APU, но надо понимать, что для игровой приставки используется более мощное видеоядро, чем в любых других высокоинтегрированных процессорах. И да, графическая часть тоже претерпела серьезные изменения, и теперь она больше соответствует видеокарте серии Radeon RX 5000 в отличие от Radeon HD 7000 в PlayStation 4. Количество потоковых процессоров составляет 2304 шт., которые работают на частоте до 2230 МГц. Использование архитектуры RDNA 2 привнесло как меньшее энергопотребление, так и поддержку технологии рейтрейсинга на аппаратном уровне. Теперь игры должны стать более реалистичными, но это явно скажется на их производительности в высоком разрешении. APU оперирует 16 Гбайт общей памяти стандарта GGDR6 с 256-битной шиной и пропускной способностью 448 Гбайт/с, что соответствует эффективной частоте 14 ГГц. При максимальном качестве картинки и разрешении 4K этого может быть и мало, но и графическое ядро тут не уровня современной топовой видеокарты, иначе рекомендованная стоимость готового изделия была бы раза в два выше.
Внутреннее хранилище данных для ОС и игр выполнено на твердотельном накопителе с заказным 12-канальным контроллером и 96-слойными чипами флэш-памяти TLC, который сообщается с процессором по шине PCI Express 4.0 х4. Скорость обещают на уровне 5500 Мбайт/с, а при использовании компрессии — до 8000 Мбайт/с, что сулит быстрый запуск оптимизированных игр и сохранений к ним. Объем накопителя равен 825 Гбайт, 128 Гбайт из которых отводится для системных данных. Есть опасения, что встроенный SSD установлен параллельно разъему M.2 и как будет делить линии скоростного интерфейса внешний накопитель со встроенным пока не известно. Возможно, к лету мы об этом узнаем намного больше.
Учитывая мощность нового APU на уровне 10,28 TFLOPS (тогда как первой версии PlayStation 4 было лишь 1,84 TFLOPS) разработчикам пришлось задуматься об эффективной системе охлаждения, включая термоинтерфейс между чипом и радиатором. Привычная термопаста оказалась не пригодной для этих целей и взор инженеров пал на жидкий металл, который применяется, например, при скальпировании процессоров. APU в таком случае пришлось дополнительно накрыть пластиковой накладкой с губкой из пеноматериала, которая не позволяет ЖМ растекаться за пределы кристалла во время автоматического процесса нанесения, иначе результат будет весьма плачевен. Для остальных элементов используются термопрокладки и термопаста, причем, последняя наносится в небольшом количестве в виде пятачков.
Более подробно об устройстве консоли можно увидеть в официальном ролике, мы же попробуем сами оценить внутреннее устройство PlayStation 5.
Для начала посмотрим на вентилятор, вызвавший неоднозначную реакцию среди пользователей, некоторые из которых жаловались на дискомфорт при его работе. Здесь используется 120-мм радиальный вентилятор с 18-лопастной крыльчаткой, высота которой составляет около 45 мм. Пожалуй, это единственный компонент консоли, который можно заменить без потери гарантии на устройство.
Дальнейшая разборка уже аннулирует гарантию, так как потребуется сорвать одну единственную пломбу. Снимаем боковую крышку и можем без проблем отсоединить привод Blu-ray, под которым скрывается часть алюминиевой охладительной пластины, накрывающей почти всю плату.
На ней можно заметить небольшой радиатор, предназначенный для охлаждения элементов преобразователя питания APU, который находится в другой части платы. Тепло к нему передается за счет тепловой трубки.
Беспроводная связь реализована на двухдиапазонном модуле Sony J20H100, который поддерживает стандарт IEEE 802.11a/b/g/n/ac/ax с конфигурацией MIMO 2x2 и Bluetooth 5.1. Советующие антенны расположены в передней части консоли: одна сверху, вторая снизу, на блоке питания.
На обратной стороне платы, которая тоже накрыта крышкой, но уже из оцинкованной стали, находится основной радиатор, охлаждающий процессор. В его конструкции используется шесть тепловых трубок, соединяющихся с тремя радиаторными секциями, набранными из тонких пластин и напаянными на медное основание.
Там же находится батарейка и контакты для блока питания, который занимает всю нижнюю часть приставки и благодаря своей форме направляет поток воздуха от нагнетающего вентилятора.
Он рассчитан на широкий диапазон входного напряжения, на выходе обладает одной линией на 12 вольт и способен выдать ток до 31 А, чего должно хватить как для самой консоли, так и для подключенного внешнего накопителя.
Как видим, разработчики пытались максимально продумать всю конструкцию и оптимизировать проходящие воздушные потоки для лучшего охлаждения устройства и его компонентов. Единственное, в чем можно упрекнуть инженеров, так это в странном решении скрепить «броню» по периметру, особенно алюминиевую часть, которая контактирует с чипами памяти, да и сам контакт у них не полный. Но в целом, сама идея кожуха вполне хорошая, так как позволяет снизить не только температуру элементов на плате, но и наводки на нее, а также избавиться от пыли, которая обычно набивается среди компонентов и ухудшает их охлаждение.
Меню и функциональные возможности
После предварительных настроек при первом старте PlayStation 5 мы попадаем на главный экран, на котором можем выбрать игры или мультимедиа-контент, запустить свою последнюю или популярную игру, просмотреть сделанные скриншоты или видеоролики, произвести все необходимые настройки системы или отправиться в дебри PS Store в поисках чего-нибудь новенького. На данный момент можно сразу бесплатно получить игру в рамках «оставайся дома».
Цифровой магазин делится на несколько разделов, в первом из которых можно ознакомиться с популярными проектами, предзаказами, рекламным предложением, пополнить игровыми средствами онлайн-игры или же перейти к полному списку имеющихся проектов в различных категориях.
Для PS5 здесь не так много игр, как для PS4, но они вышли недавно или предварительно оптимизированы, а не просто рассчитаны для запуска в режиме совместимости со старой консолью. Можно подписаться на будущие проекты и следить за ними из списка пожеланий.
Подписчикам PS Plus доступен свой раздел, где есть коллекция из 20 неплохих игр для PS4, включающих God of War, Uncharted 4, Bloodborne и The Last of Us, обновляемый каждый месяц список «бесплатных» проектов и эксклюзивные скидки. С последними некоторые игры выходят даже дешевле, чем в Steam на распродаже.
Кроме скидок подписчикам доступны различные паки для того или иного проекта, а также раздел с подсказками и советами по прохождению к некоторым играм.
Стоимость подписки PS Plus оценивается в 109–209 грн, в зависимости от выбранного количества месяцев. Естественно, оплата на год вперед по совокупности обойдется дешевле.
Для тех, кто растеряется от многообразия доступных игр, есть всевозможные коллекции, которые включают в себя популярные проекты, игры по жанру, для совместного прохождения, игры месяца, лучшие проекты для VR и прочее.
Некоторые разделы дублируют друг друга по смыслу для лучшего поиска подходящей игры.
Если игры успеют надоесть, можно переключиться на потоковые сервисы, просматривать фильмы или стримы в разделе мультимедиа.
Кнопка PS
Помимо включения консоли кнопка PS на геймпаде обладает дополнительной функциональностью, позволяющей осуществить некоторые настройки системы или переключаться между стартовым окном и запущенным приложением. С ее помощью также можно просмотреть уведомления, пообщаться с друзьями или найти их, включить потоковую передачу музыки, которая у нас пока не поддерживается, промониторить загрузку данных, настроить сеть или звук, отследить состояние подключенной периферии, просмотреть свой профиль, перезагрузить приставку, перевести ее в режим энергосбережения или просто выключить.
Настройки
Меню настроек позволяет осуществить изменение параметров консоли, если при первом запуске были допущены какие-нибудь ошибки или есть желание произвести корректировку тех или иных параметров.
Здесь можно настроить некоторые параметры для людей с ограниченными возможностями, сетевого подключения или внести данные пользователя.
В разделе System сосредоточены информация о консоли, настройки автоматического обновления ПО и сообщения об ошибках, параметры переноса данных с PS4, возможность создания резервных копий игр, восстановления системы, выбор языка и времени. Есть возможность активации игры с удаленного устройства, настроить функции энергосбережения и встроенного браузера.
Также можно просмотреть объем свободного пространства на встроенном SSD или отформатировать подключенный внешний накопитель и задействовать его для переноса игр от PS4.
Присутствуют настройки устройств ввода и вывода звука, подстройка микрофона, формат аудио.
Меню вывода изображения будет весьма полезным при настройке разрешения и цветопередачи. К сожалению, консоль пока не поддерживает разрешение 2560х1440 точек — его обещают добавить чуть позже, а с обычными монитором и телевизором, не соответствующим требованиям HDR, могут быть проблемы с точностью передачи оттенков и придется прибегнуть к корректировке некоторых параметров.
С настройкой различной периферии, будь то геймпад или ПДУ с вэб-камерой, также не будет никаких проблем, есть все необходимые параметры для изменения.
Можно выбрать место для расположения сохранений установленных игр, внутренний накопитель или облачное хранилище, либо синхронизировать их. Также можно настроить некоторые параметры для устанавливаемых проектов, вплоть до сложности игры или спойлеров. Есть настройки различных уведомлений.
И в самом конце у нас есть возможность произвести настройки «кнопки создания», формат скриншотов, качество и разрешение записываемых видеороликов, возможности записи ролика при получении награды или ачивки в игре.
Впечатление от работы
PlayStation 5 включается как от кнопки на самой консоли, так и с геймпада, достаточно нажать на клавишу PS. Запуск происходит быстро и оглянуться не успеешь, как система уже запущена и готова радовать своего пользователя игровым процессом или просмотром медиаконтента. Весь процесс сопровождается световой индикацией по краям верхней центральной части корпуса — при старте приставки она подсвечивается синим цветом, во время работы уже белым, а в режиме ожидания переходит к янтарному.
Интерфейс интуитивно понятен, и неподготовленный геймер запросто с ним разберется, а давно работающий за ПК человек без проблем произведет «тонкие» настройки системы. При первом включении консоль предлагает выставить все необходимые параметры, будь то региональные настройки, сетевое подключение, создать профиль или указать существующий — все так же, как и с любой новой современной цифровой техникой, подключаемой к Сети.
Установка новых игр также ничем не отличается от процесса взаимодействия с тем же Steam, достаточно указать свои реквизиты для осуществления покупок или ввести имеющийся код. Я использовал беспроводное подключение и даже с ним загрузка игр осуществлялась быстро, в меру возможностей 100-мегабитного канала.
Качество графики в играх для PS5 весьма неплохое, конечно, не «ультра», но достойного уровня. Будучи разбалованным по делу службы топовыми комплектующими, я не ощутил особой разницы между игрой на новой консоли и ПК. Тот же Spider-Man: Miles Morales благодаря отличным кат-сценам ощущается как хорошо отрендеренный фильм, а визуальный ряд Demon’s Souls достоверно передает депрессивный антураж проекта без какого-либо замыливания текстур дальнего плана. Ну и не забываем быструю загрузку игр и уровней с твердотельного накопителя.
Благодаря расширенной функциональности комплектный геймпад добавляет новые ощущения в игровой процесс. Капли дождя, мощный взрыв или разрушающиеся объекты, толпа маленьких ботов из Astro’s Playroom — все это ощущается джойстиком, а различные звуковые эффекты, доносящиеся из него, только усиливают эффект. Подключив к нему хорошие наушники можно полностью погрузиться в игровой процесс, а наличие встроенного микрофона позволит обойтись без гарнитуры.
Для полного погружения в игровой процесс лучшим вариантом среди устройств отображения информации станет телевизор, который позволит удобно откинуться на диван или кресло и получать наслаждение от времяпровождения.
Телевизор Sony KD-55XH9096
На отечественном рынке пока что не так много подходящих устройств, обладающих поддержкой разрешения 4K и интерфейса HDMI 2.1, способного передать большой объем данных для заветных 120 fps, поэтому для знакомства с новинкой использовался 55″ телевизор Sony KD-55XH9096.
Благодаря дисплею TRILUMINOS с функцией локального затемнения и технологией автоматической регулировки яркости он способен демонстрировать яркую и сочную картинку, а используемый процессор X1 дает возможность насладиться точной цветопередачей и высокой детализацией изображения в 4K. Впечатление от игрового процесса с ним просто потрясающее, не в последнюю очередь за счет расширенного динамического диапазона HDR10 и плавности картинки. Главное, чтобы консоль не подкачала и выдавала необходимую частоту кадров при таком высоком разрешении, особенно, при активированном рейтрейсинге. Хотя, в том же Spider-Man: Miles Morales при всех вышеупомянутых настройках получить более 30 fps было просто нереально.
Но и помимо игровых возможностей он способен справиться с обыденными задачами, будь то просмотр эфирных телепередач, потокового видео или кинофильма с внешнего накопителя. Правда, в век цифровых технологий сама суть эфирного телевидения, особенно отечественного, выглядит крайне архаично, поэтому KD-55XH9096 лучше дается именно репертуар онлайн-кинотеатров и потоковых сервисов вместе с YouTube.
Кроме того, его утонченный дизайн легко впишется в любой интерьер, главное, чтобы хватило места для такой диагонали, а при достаточно комфортном расстоянии до него даже контент в Full HD будет выглядеть весьма четко. Комплектный пульт достаточно функциональный, с поддержкой голосового поиска и кнопками быстрого вызова пары сервисов.
Присутствует поддержка технологии Dolby Atmos, обещающая кинематографический эффект в звуковом сопровождении соответствующего контента, но фирменные динамики X-Balanced Speaker, расположенные снизу тонкого корпуса KD-55XH9096, к сожалению, не смогут передать всю прелесть многоканального звука. Роликам с YouTube также будет не хватать низов, а высокочастотная составляющая потребует корректировки при помощи встроенного эквалайзера. Так что, для лучшего погружения в игровой процесс с этим телевизором не помешают саундбар, например, Sony HT-G70, или, как минимум, сабвуфер.
Замеры
Но можно ограничиться и монитором с большой диагональю или невысоким разрешением. В таком случае, консоль будет находиться близко к пользователю, что повысит требования к ее уровню шума при работе. Для понимания насколько она шумна были проведены замеры прибором UNI-T UT352 во время игры в Spider-Man: Miles Morales с активированным рейтрейсингом на расстоянии 0,15, 0,5 и 1 м от консоли при уровне шума в помещении около 33,3 дБ(А).
Как видим, ее можно будет услышать лишь при отсутствии каких-либо посторонних звуков, а играя при включенной акустике или в наушниках, PlayStation 5 вряд ли даст о себе знать. Субъективно по шуму работающий вентилятор напоминает небольшой урчащий «агрегат». Конечно, все это справедливо для температуры в помещении около 21 градуса по Цельсию и что будет в летний сезон остается лишь догадываться.
Также стоит взглянуть на температуры корпуса устройства при игре с разрешением 4K и максимальном качестве картинки. Передняя часть прогревалась от 28 в верхней части и до 40 градусов по Цельсию в нижней, где расположен блок питания, при 21 °C в помещении. Вполне обычные температуры для работающей электроники. Но вот сзади, где происходит выхлоп нагретого воздуха, картина уже не такая радужная. Если с одной стороны, где нет коммуникационных разъемов, температуры держатся на уровне 40 градусов, то с другой они доходят уже до 56 °C в области RJ45.
(На снимке представлена игровая консоль без подставки)
Вряд ли такие показатели можно назвать серьезными, но летом температуры вполне могут достигнуть отметки 60–65 градусов, что повлечет за собой увеличенный уровень шума активной системы охлаждения. Видимо, из-за опасности перегрева компания Sony работает над будущей прошивкой, которая должна будет выйти после весны. Какие именно она принесет новшества, мы, к сожалению, узнаем лишь через несколько месяцев. Также во время работы или после выключения приставки, из-за ее конструкторских особенностей, а именно снимаемых боковых панелей, она периодически пощелкивает пластиковыми деталями.
Не менее актуальным будет и замер энергопотребления PlayStation 5 в том или ином режиме, для чего использовался бытовой измеритель потребляемой мощности. В выключенном состоянии зафиксировать энергопотребление не удалось, а вот при старте консоли оно доходило до 113 Вт, после чего нормализовалось на уровне 57–74 ватт. При скачивании игры WoT потребляемая мощность увеличилась до 138 Вт, а последующая догрузка контента осуществлялась уже при 85 ваттах. Весь процесс происходил при беспроводном подключении к Сети. Запуск игры в разрешении 4К повышал планку до 180 Вт, а с более ресурсоемкой игрой потребление достигало уже 220 Вт. В режиме сна фиксировались значения 3,2–3,9 ватт, тогда с подключенным к консоли геймпадом для зарядки эти показатели возрастали на 5 ватт. Если сравнить уровень энергопотребления PlayStation 5 с настольными системами, то ей будет соответствовать игровой ПК с картой уровня Radeon RX 5500 XT, которая вряд ли сможет потягаться своей производительностью со встроенным в консоль графическим ядром.
Выводы
Честно говоря, будучи «заядлым» ПК-игроком, я весьма скептически относился к консольному геймингу, но при знакомстве с PlayStation 5 был приятно удивлен простоте и продуманности приставочной экосистемы. Нет необходимости в постоянном обновлении драйверов, подборе комплектующих и частом апгрейде — достаточно один раз взять консоль и забыть про все вышеперечисленное на долгие пять-семь лет, если не больше. Также приставку можно подключить к телевизору и наслаждаться игровым процессом на большом экране, тогда как с ПК такое проделать не всегда представляется возможным. Кроме того, по стоимости консоль банально дешевле, чем игровой компьютер аналогичной конфигурации. За официальные 16799 грн ($600) пользователь получает весьма мощный процессор с графическим ядром, поддерживающим новомодный рейтрейсинг, 16 Гбайт быстрой оперативной памяти и емкий SSD с интерфейсом PCI Express 4.0 со всеми необходимыми современными коммуникационными возможности в лице Gigabit Ethernet, Wi-Fi 6 и Bluetooth 5.1. И все это «запаковано» в оригинальный корпус с продуманной и тихой системой охлаждения, да еще и в комплекте поставляется просто великолепный геймпад. Также можно отказаться от привода для дисков Blu-ray в пользу цифровой версии PlayStation 5 (13499 грн или $485), тем самым неплохо сэкономив.
Но здесь начинается самое интересное, так как приставки никогда не продаются за полную стоимость, а заработок производителя всегда был основан на контенте, в данном случае, играх. И, честно говоря, они для PlayStation 5 не из дешевых. С другой стороны, всегда проводятся скидки, а на твердые носители, порой, даже весьма неплохие, подписчикам PS Plus на старте вообще предоставляется коллекция из двух десятков игр и каждый месяц раздаются новые. Кроме того, в некоторые онлайн-проекты без подписки поиграть не выйдет. К счастью, если брать ее на год, она выйдет по весьма заманчивой цене, но тут уже решать каждому, стоит она того или нет. Список игр для PS5 пока небольшой, но он все время пополняется и в будущем все внимание разработчиков будет уделено именно консоли нового поколения. Пока же можно играть и в проекты для PlayStation 4.
В конечном итоге, если вы устали от того ценового безумия, которое творится сейчас на рынке комплектующих, когда уже видеокарты начально-среднего уровня стоят дороже игровой консоли, то можете обратить свое внимание на PlayStation 5. Она станет неплохой альтернативой привычному ПК и позволит отлично провести время в кругу семьи или друзей. Жаль только, она в таком же дефиците, как и видеокарты…