После того, как в 2020 году Crytek напомнила индустрии о своей знаковой серии Crysis, выпустив ремастер-версию первой части, в октябре этого года она решила закончить начатое и представила улучшенные варианты второго и третьего проекта.
С самого старта в 1999 немецкая студия стремилась двигать индустрию вперед и демонстрировать в видеоиграх совершенно новый уровень, оставляющий конкурентов позади. И хотя в линейке Crysis ей определенно удалось достичь многого, в портфолио Crytek имеется и несколько других проектов.
Far Cry (2004)
Совсем недавно вышла уже шестая номерная часть известной серии Far Cry, которая у игроков ассоциируется, конечно же, с компанией Ubisoft. При этом мало кто помнит, что именно Crytek дала франшизе старт.
После того, как студия заявила о себе с помощью технического демо, которым сразу заинтересовалась компания Nvidia и даже захотела превратить его в бенчмарк для своих видеокарт, Crytek начала разрабатывать три проекта, только один из которых увидел свет в виде первой Far Cry.
В самой первой версии он назывался X-Isle: Dinosaur Island и выглядел совсем иначе, нежели будущая игра. Все же увиденного было достаточно, чтобы Ubisoft захотела выступить издателем, ведь самые сильные стороны Far Cry, такие как открытые пространства, не поделенные на отдельные уровни, и впечатляющий визуальный ряд уже были продемонстрированы в прототипе.
Far Cry сразу получила признание критиков, но Crytek не терпелось реализовать свой истинный потенциал в следующем тайтле. Компания передала права на Far Cry и первую версию движка CryEngine издателю, а сама отправилась разрабатывать совершенно новую линейку, которая станет их визитной карточкой — Crysis.
Warface (2013)
За исключением мобильного тайтла Fibble: Flick 'n' Roll с 2007 по 2013 Crytek выпускала лишь игры из серии Crysis. Однако в год выхода финальной третьей части студия, наконец, представила совершенно другой проект, а именно шутер Warface.
К моменту релиза Crysis 3 компания успела обрасти семью подразделениями в разных уголках мира, от Болгарии до Китая. Одному из них, Crytek Kiev, и было поручено совместно с Crytek Seoul разработать free-to-play шутер с ориентиром в первую очередь на азиатский рынок.
Разработчики с самого начала хотели сделать так, чтобы Warface могли наслаждаться даже игроки, не потратившие на онлайн-шутеры полжизни. Помимо этого, авторы постарались убедиться, что игра окажется по зубам не только владельцам мощных компьютеров.
«Обычно одним из фокусов Crytek является максимально высокий уровень графики, но на этот раз была выбрана другая стратегия. Мы определили примерный уровень компьютера, который бы мог выдать минимальный достойный уровень качества, и делали игру под него. Сейчас нам важнее ориентироваться на слабые машины, потому как мы хотим собрать как можно больше игроков», — рассказывал креативный директор проекта Михаил Хаймзон перед релизом.
Хотя в 2013 игра была встречена сдержанными отзывами критиков, спустя восемь лет она все еще функционирует, и, по всей видимости, не собирается уходить в закат. В прошлом году вышла версия для Nintendo Switch, а также состоялся релиз спин-оффа Warface: Breakout.
Ryse: Son of Rome (2013)
Наверняка очень многие удивятся, узнав, что Ryse: Son of Rome выпущена компанией Crytek, ведь если не считать парочку мобильных игр, все тайтлы компании, в том числе отмененные, до и после Ryse представлены в жанре шутеров с видом от первого лица.
Son of Rome в свою очередь представляет собой экшен от третьего лица, где нет никакого sci-fi оружия и нанокостюмов, а есть мечи, щиты и сюжет в рамках альтернативной римской истории.
Тем не менее, кое-что в Ryse все-таки объединяет игру с остальными проектами Crytek — графика. Именно этот аспект тайтла критики хвалили больше всего, не увидев в геймплее ничего особенного. Crytek хотели вывести визуальную составляющую видеоигр на новый уровень благодаря возможностям очередной версии своего движка CryEngine и представили в Ryse максимум, на который были способны в то время. В том числе поэтому игру было решено выпускать не на Xbox 360, а на Xbox One.
Самое интересно, что долгое время Ryse выступал ланч-тайтлом для Kinect, бесконтактного сенсорного контроллера от Microsoft, а сеттинг вместо Древнего Рима представлял собой фэнтези-мир. Вид был от первого лица, а игрок с помощью Kinect должен был управлять движениями главного героя, нанося удары мечом и прикрываясь щитом.
Со временем разработчики начали сомневаться, что Kinect справится со своими задачами как надо, и начали рассматривать другие варианты. В итоге выход Ryse был приурочен к запуску Xbox One, появился вид от третьего лица, а возможности Kinect в игре были значительно урезаны.
Hunt: Showdown (2019)
Интересно, что последний большой шутер от Crytek, Hunt: Showdown изначально тоже должен был использовать модель free-to-play и микротранзакции для покупки косметики и опыта.
После выпуска Ryse в 2013 Crytek, казалось бы, сосредоточилась на мобильном и виртуальном сегментах индустрии, но на самом деле на протяжении пяти лет разрабатывала новую интеллектуальную собственность в виде Hunt: Showdown.
Сразу после того, как Дэвид Адамс из обанкротившейся Vigil Games перешел в Crytek и возглавил американское подразделение компании, он захотел создать духовного наследника серии слэшеров Darksiders, которой и была знаменита Vigil.
Когда же Crytek USA закрылась, проект перекочевал в главный офис компании и в 2018 появился в Раннем доступе на площадке Steam. Игрокам пришелся по вкусу сеттинг в духе Дикого Запада вперемешку с различными монстрами а-ля Darksiders, но главным козырем тайтла стал ее мультиплеерный режим. В одиночку или с напарниками игрок должен разыскать логово босса, постепенно находя подсказки, а получив награду, суметь сбежать. Количество патронов ограничено, а цель мешают выполнить не только монстры поменьше, но также и другие игроки, создавая увлекательный геймплей.
VR — The Climb, Robinson: The Journey, The Climb 2
Как только в индустрии пошли серьезные разговоры о VR, Crytek решила сделать все, чтобы стать одним из ведущих игроков этого направления.
«Мы увидели гигантский потенциал этой новой медиа и сразу начали придумывать истории, которые могли бы с помощью нее рассказать, — объяснил креативный директор CryEngine Франк Витц. — Мы экспериментировали с различными подходами к анимации рендерингу, а потом вдруг осознали, что у нас на руках практически готовая игра».
Поиграв с несколькими техническими демо, Crytek выпустила в 2016 The Climb, симулятор скалолаза, в котором игрок искал путь наверх горы, подбирая правильный вид захвата. Затем в том же году студия представила Robinson: The Journey, в котором фокус уже был поставлен на исследование и взаимодействие с окружающим фантастическим миром. Наконец, в 2020 вышла The Climb 2, и в ней были добавлены веревки, лестницы и различное скалолазное оборудование, реагирующее на изменение веса игрока.
Отмененные проекты
Как и у многих других разработчиков, у такой масштабной студии, как Crytek, в истории можно найти достаточно незаконченных по той или иной причине проектов. Помимо загадочной MMO RPG Kings, от которой потом отказались в пользу разработки Ryse, известно еще, по крайней мере, о четырех тайтлах.
Engalus
Если не считать X-Isle, позже превратившийся в Far Cry, на заре своей карьеры Crytek успела анонсировать еще два тайтла. Одним из них оказался проект Engalus, который, по обещаниям разработчиков, должен был представлять смесь Half-Life, Metal Gear Solid и Deus Ex. Сюжет переносил игрока в 22-ой век спустя 50 лет после Третьей мировой войны. В лице наемника Жордана необходимо было выполнять грязную работу для правительства, уничтожая всех, кто угрожает местной деспотии.
«Цель Engalus — выйти за рамки стандартного гейминга и стать полноценным экспиеренсом, позволяющим побывать в мире отличного sci-fi фильма. Для этого необходимо уделить внимание каждой маленькой детали, что мы и хотим сделать в Engalus» — в свое время рассказывал главный дизайнер игры Брайан Одетт.
Crytek успела поработать над игрой лишь в течении пяти месяцев, а результат показала на закрытой презентации на E3 2000.
Silent Space
Вторым проектом выступала космическая RTS Silent Space, находившаяся в разработке с 2001 года. По словам разработчиков, фундаментом геймплея должна была стать проработанная боевая система, превосходящая конкурентов в сеттинге Второй мировой войны.
«Наша продвинутая система AI использует настоящие военные тактики, чтобы добиться максимальной эффективности и адаптируется к поведению игрока» — заявил один из основателей Crytek Фарук Йерли.
К сожалению, проблемы с поиском издателей как для Engalus, так и для Silent Space, привели к тому, что оба проекта были отменены, а освободившиеся силы брошены на разработку X-Isle, которой к тому моменту уже заинтересовалась Ubisoft.
Redemption: Project Jelena
В какой-то момент, изучая портфолио одного из бывших сотрудников Crytek, Мацей Кучара, фанаты наткнулись на Project Jelena, еще один закрытый проект компании, над которым она какое-то время трудилась в 2008.
Некоторые элементы игры, вроде персонажа по имени «Jelena» и локации «Forest map», успели засветиться в различных технических демо движка CryEngine 3. Судя по концепт-артам, игроков ждал постапокалиптический сеттинг, в рамках которого надо было защищать маленькую девочку. Само собой, сразу на ум приходит The Last of Us от Naughty Dog с подобным сюжетом, вышедшая в 2013 году. Интересно, что после ухода из Crytek в какой-то момент Кучара присоединился как раз-таки к Naughty Dog.
Arena of Fate
В 2014 году Crytek анонсировала Arena of Fate, очередного представителя жанра MOBA, который обещал составить серьезную конкуренцию League of Legends и Dota 2. В битвах 5 на 5 должны были столкнуться исторические личности и всем известные герои сказок, такие как Робин Гуд, Красная Шапочка, Жанна д’Арк и даже Джек-потрошитель.
«Представьте, что Никола Тесла объединяется с Чудовищем Франкенштейна для охоты на Красную Шапочку — разве не здорово? — восторгался идеей режиссер проекта Весселин Ханжиев.
Несмотря на то, что тайтл добрался до закрытой беты, после того, как студия-разработчик Crytek Black Sea была продана компании Creative Assembly, проект решили на время заморозить, а позже на нем и вовсе поставили крест.
***
Неизвестно, что собирается делать Crytek после выпуска ремастеров Crysis. В прошлом году всплыла информация, что компания набирает специалистов для разработки еще не анонсированного FPS в песочнице, но каких-то подробностей пока нет. Помимо этого, появляется информация о потенциальной Crysis 4 и Crysis VR, а также о мобильной версии Hunt: Showdown.