Ratchet & Clank от Insomniac Games является одной из самых долгоиграющих консольных серий, которой в следующем году исполнится уже 20 лет. Однако главной ее особенностью является не долгожительство, а тот факт, что за 15 релизов она так и не увидела ни одного провала. Собственно, недавно вышедшая Ratchet & Clank: Rift Apart не стала исключением и сразу зарекомендовала себя, как один из самых сильных релизов для PlayStation 5.
Ratchet & Clank (2002)
Insomniac была основана Тедом Прайсом в 1994, и свой путь в индустрии она начала в виде первых трех частей серии платформеров Spyro the Dragon. Права на линейку принадлежали Universal Pictures, взаимодействие с которой все больше надоедало Insomniac. Поэтому, выпустив Year of the Dragon в 2000, студия решила придумать совершенно другой проект и предложить его Sony.
До того, как этим проектом стала Ratchet & Clank, Insomniac год работала над концепцией под рабочим названием «A Girl With a Stick». Прототип представлял собой микс между Tomb Raider и The Legend of Zelda, но разработчикам было очень сложно развить идею во что-то, прежде всего, интересное им самим.
Примерно в тот момент, когда Прайс принял решение свернуть разработку A Girl With a Stick, креативный директор Insomniac Брайан Хестингс придумал концепцию, которой сразу загорелась вся студия: «Инопланетянин путешествует по планетам, собирая оружие и гаджеты».
Изначально история была закручена вокруг приключений ящероподобного пришельца и его трех роботов-компаньонов. Однако позже главный герой превратился в механика Рэтчета, представителя вымершей расы ломбаксов, который еще не нашел себя. Что касается его помощника Клэнка, то разработчики сначала хотели представить его в виде детской версии С3PO, но таким образом он выступал некой родительской фигурой по отношению к Рэтчету. Вместо этого они решили сделать из героев полноценных напарников, создав атмосферу в духе американских фильмов 80-х про полицейских. Один из разработчиков описал полученный баланс, как «”Смертельное оружие” в обнимку с субботними детскими мультиками».
Согласно сюжетной завязке, местный антагонист Председатель Дрек задумал спасти свою планету, отгрызая огромные куски от чужих. После того, как эта информация оказывается в механических руках Клэнка, он случайным образом знакомится с Рэтчетом, и вместе они решают противостоять Дреку.
Собирая арсенал Рэтчета, разработчики придумали дизайн шестьдесят видов оружия и гаджетов, из которых в игре оказалось больше тридцати, от обычных огнестрельных до превращающих мелких врагов в боевые снаряды. В каком-то смысле Клэнк, висящий у Рэтчета за спиной, большую часть игры сам функционируют, как гаджет, помогая ломбаксу прыгать намного выше. При этом в некоторых эпизодах играть приходится непосредственно за самого робота.
Кстати, во время разработки компания Naughty Dog, которая, казалось бы, являлась конкурентом героев сегодняшней статьи, выпуская такие тайтлы как Crash Bandicoot и Jak & Dexter, связалась с Insomniac и предложила ей позаимствовать свои технологии. Insomniac с радостью согласилась, из-за чего существенно продвинулась в освоении начинки новомодной PlayStation 2. В недалеком будущем студия отплатит Naughty Dog той же монетой во время создания Jak & Dexter 2.
Когда Ratchet & Clank добралась до прилавков, критики остались в восторге от выверенной смеси экшена, платформинга и RPG-элементов. Также выделяли большой арсенал оружия и гаджетов и отличную графику, не говоря уже о захватывающем сюжете и разнообразных локациях.
Going Commando (2003)
Зеленый свет на сиквел Insomniac получила от Sony еще задолго до релиза первой части. В Going Commando студия поставила перед собой несколько задач, одной из которых было изменение характера главного героя. Рэтчет показался публике слишком наглым, и ей было сложно ему сопереживать. В связи с этим в Going Commando его прописали более душевным и сменили актера озвучки с Майки Келли на Джеймса Арнольда Тейлора.
Далее геймдизайнеры хотели добавить геймплею RPG-составляющей, которая выразилась в лице системы левелинга оружия, основанной на опыте его использования. Также в игре появились гонки на ховербайках, космические сражения, и многое другое. Кроме того, пройдя тайтл один раз, игрок получал доступ к виду от первого лица.
По сюжету Рэтчета и Клэнка нанимает глава корпорации «МегаКорп», чтобы найти украденный из лаборатории эксперимент. В скором времени пропадает и сам Клэнк, а вором окажется тот, кого Рэтчет меньше всего ожидал встретить в любой точке галактики.
Going Commando была принята еще лучше предшественницы несмотря на то, что вышла игра уже на следующий год после дебюта. Критики даже окрестили тайтл лучшей работой Insomniac в принципе.
Up Your Arsenal (2004)
В Up Your Arsenal родную планету Рэтчета неожиданно атаковал Доктор Нефариус и его армия Тирраноидов. После того, как героям удается отбить атаку, они отправляются на поиски единственного человека, сумевшего когда-то справиться с Доктором.
Стоит отметить, что новый антагонист моментально стал любимчиком игроков, и в целом сценарий был под завязку набит юмором в духе писателя Дугласа Адамса («Автостопом по галактике»).
Если говорить о геймплее, то главным нововведением стал мультиплеер, предлагающий поучаствовать в гонках или космических сражениях с друзьями как онлайн, так и дома на разделенном экране.
Up Your Arsenal не только ни в чем не уступал предшественникам, но его еще и называли лучшим тайтлом в этой еще молодой серии. Тем не менее, выпустив три сильные игры, разработчикам пришлось задуматься, что делать дальше.
Ratchet: Deadlocked (2005)
К моменту выхода третьей части разработчики начали замечать, что такие серии, как Spyro, Sonic, Crash Bandicoot, стали все реже появляться на рынке. Они осознали, что дабы не повторить судьбу коллег, им необходимо развивать Ratchet & Clank согласно трендам. При этом студия понимала проблему четвертых игр, когда большинство идей реализованы, но нужно предложить игрокам что-то свежее, не снижая планку качества. За вдохновением они обратились к линейкам, которые отлично справились с этой задачей, а именно Grand Theft Auto и Halo.
Deadlocked разительно отличался от первых трех тайтлов по нескольким пунктам. Во-первых, на этот раз Рэтчета поймали и заставили участвовать в своего рода гладиаторских боях «DreadZone» практически без помощи Клэнка, а следовательно, геймплей сместил акцент с беззаботного платформинга и разгадывания квестов на экшен и оружие, которое можно апгрейдить самыми разными способами.
Во-вторых, тайтл в принципе показался игрокам более мрачным и холодным, и даже увлекательные поединки на роботах не меняли ход дела. В целом критики остались разочарованы отсутствием привычного исследования локаций, а кто-то даже окрестил игру как «бездушное порно с оружием».
Хотя коммерчески игра снова оказалась успешной, Insomniac поняла, что необходимо вернуться к беззаботному Рэтчету в еще одном цикле тайтлов. К тому же как раз появился повод — в 2006 до игроков должна была добраться PlayStation 3.
Future: Tools of Destruction (2007)
Стоит отметить, что Insomniac готовилась к выходу следующего поколения консолей не только в рамках серии Ratchet & Clank. Примерно с 2004 студия занималась созданием одного из лаунч-тайтлов консоли — шутера Resistance: Fall of Man, одной из целей которого была демонстрация технической мощи PS3.
Вот только каждый раз, когда они похожим образом подходили к концепции следующей части Ratchet & Clank, все упиралось в стену. Затем один из сотрудников написал огромными буквами на общей доске: «Технологии — зло», и предложил отказаться от всего лишнего и сосредоточиться исключительно на ДНК серии, которое сделало успешной первую часть. Отличная история, любимые персонажи, проверенный геймплей, и юмор Дугласа Адамса.
Сценаристы решили рассказать историю про истоки ломбаксов, и для этого ввели антагониста императора Тахиона, считающего расу Рэтчета угрозой. В Tools of Destruction игроки не нашли привычного коопа, мультиплеера, необычных режимов и гонок, однако обнаружили любимый по первым частям геймплей, наполненный прекрасными планетами и всевозможным оружием. Кстати, особенно выделяли работу аниматоров и сравнивали ее качество с мультфильмами Pixar.
Пожалуй, единственное, о чем жалеют разработчики, так это о том, что закончили игру на клифхэнгере, оставив игроков гадать, что же стало с Клэнком.
Future: Quest for Booty (2008)
Вторым тайтлом в саге Future стала коротенькая игра Quest for Booty. Игроки были удивлены, что прохождение тайтла занимало лишь несколько часов, но, по словам разработчиков, студия позиционировала его больше, как филлерный спин-офф, пока делала A Crack in Time.
В Quest for Booty не нашлось место чему-то грандиозному, а большая часть арсенала доставалась игроку автоматически из Tools of Destruction. Все же разработчики не упустили случая поэкспериментировать с некоторыми видами гаджетов и оружия, а также с открытыми локациями. К тому же разработчики рассказали некоторые детали о судьбе Клэнка, раскрыв имя его похитителя.
Вторая часть линейки Future оказалась самой провальной, если говорить об оценках критиков, однако все же показала достойные продажи.
Future: A Crack in Time (2009)
Вернувшись с A Crack in Time, Insomniac снова презентовала игрокам классический тайтл Ratchet & Clank, раскрывающий истинное предназначение Клэнка. Кстати, в рамках сюжета у последнего появилась неожиданная способность управлять временем, что вылилось в несколько интересных головоломок, в рамках которых игрок создавал несколько версий робота. Также у игроков появилась долгожданная возможность изучать космос, путешествуя от планеты к планете и участвуя в космических боях.
Insomniac подозревали, что A Crack in Time может стать не только завершением трилогии Future, но и всей франшизы, и поэтому хотели сделать все, как надо. Собственно, именно это у них и получилось — критики назвали игру одним из лучших тайтлов франшизы и своим вниманием показали, что Ratchet & Clank еще рано уходить с радаров индустрии.
All 4 One (2011)
Разобравшись с Future, Insomniac задумали выпустить несколько семейных тайтлов, в каждом из которых обыгрывался бы какой-либо жанр.
Первым из них стал All 4 One, представляющий собой кооперативную игру, которая, несмотря на занимательный геймплей, была обречена на жалобы игроков, несправедливо сравнивающих ее с другими тайтлами серии. Особенно ругали уровень сложности загадок и слабый сюжет.
Into the Nexus (2013)
Проведя неудачный эксперимент с жанром Tower Defense в виде Full Frontal Assault в 2012, Insomniac все же захотели закончить очередной цикл на сильной ноте, и в 2013 выпустили Into the Nexus. Игра стала последним тайтлом серии, разработанным для PS3, и вышел он в тот же месяц, в которой до мира добралась PlayStation 4.
Рэтчету и его друзьям поручают эскортировать опасную преступницу Вендру, но сделать им этого не удается. Вендра сбегает, по пути разделавшись с несколькими любимыми героями линейки. В игре появилось достаточно много видов оружия, а Клэнк научился манипулировать гравитацией.
Ratchet & Clank (2016)
Само собой, выход PS4 подразумевал возвращение Ratchet & Clank в новом виде, и для этого было решено перезапустить линейку в принципе, сдобрив масштабный ребут не менее масштабным полнометражным мультфильмом для кинотеатров.
«Мы делали игру, основанную на мультфильме, который в свою очередь был основан на самой первой игре», — смеются разработчики.
Вообще к тому моменту была предпринята далеко не одна попытка вывести Ratchet & Clank в мейнстрим. На рынке можно найти комиксы, одежду, самые разнообразные игрушки, а в Японии с 2004 по 2008 даже выходила одноименная манга. Фильм же должен был стать финальным аккордом, услышав который каждый зритель должен был влюбиться в похождения Рэтчета и Клэнка до конца жизни.
Вообще работа над мультфильмом началась еще во время разработки Into the Nexus. Сценарист серии Ти Джей Фиксмэн отправил киношникам свои наброски, но, как и ожидалось, в процессе съемок от них не осталось и следа, а разработчикам приходилось подстраиваться под меняющиеся версии фильма, работая над Ratchet & Clank 2016. Более того, тамошним аниматорам не удалось воспользоваться готовыми моделями персонажей, и им пришлось многое дорисовывать самим, в итоге существенно изменив облик главных героев.
К сожалению, все старания оказались напрасны. Фильм с треском провалился в прокате, получив до смешного низкие оценки. Впрочем, с игрой получилось ровным счетом наоборот.
В Ratchet & Clank 2016 разработчики пытались одновременно вызвать у игроков ностальгию по первым частям и шокировать их невиданным приключением, выжав все соки из PS4, и Insomniac явно достигла своей цели — тайтл тут же стал самой быстро продаваемой игрой за всю историю серии.
***
Сложно представить, но после стольких лет Insomniac до сих пор удается держать марку. Уже после анонса в 2020 стало понятно, что Rift Apart станет как минимум крепкой игрой, но то, что она займет второе место в списке самых успешных релизов на PS5 — заслуживает отдельного внимания. Забавно, но первое место держит Spider Man: Miles Morales — еще одна игра от Insomniac Games.