Как известно, в мае состоялся долгожданный релиз консольной версии Rust, самого популярного survival-тайтла на Steam. И хотя он обгоняет любого коллегу по выживанию на много тысяч игроков вперед, все же есть достаточно других разнообразных игр в данном жанре, которые сумели собрать вокруг себя крепкую фан-базу. К примеру, в том же мае вышло продолжение Subnautica, очередное DLC для Ark: Survival Evolved, а в феврале дебютировал в Early Access симулятор викинга Valheim, за месяц распродавшийся тиражом в несколько миллионов копий.

Самое время пройтись по самым популярным выживалкам в Steam на данный момент, не считая различные зомби-песочницы, про которые рассказывалось в отдельной статье.

Subnautica: Below Zero (2019–2021)

Изначально Below Zero задумывалась просто как DLC для оригинальной игры. Первая Subnautica дебютировала в Early Access в 2019 году и сразу завоевала признание своими захватывающими приключениями по ярким фантастическим океанским глубинам со всеми атрибутами survival-жанра, но без огнестрельного оружия и мультиплеера.

Что касается Below Zero, то разработчики из Unknown Worlds Entertainment хотели предложить игрокам более насыщенную сюжетную линию с большим количеством персонажей, нежели в оригинале.

«С самого начала мы решили выстраивать геймдизайн на двух столпах: предвкушение неизвестного и самостоятельное формирование геймплея игроком», — рассказал руководитель проекта Дэвид Калина. — «Мы стараемся сделать так, чтобы игрок сам хотел выживать, а для этого был готов исследовать каждый неизвестный угол. При этом мы понимаем, что все играют по-разному, и поэтому пытались снабдить игрока всеми нужными инструментами, чтобы он мог пройти Below Zero в своем стиле».

Для того, чтобы составить такую красочную подводную палитру арт-директор Кори Стрейдер в первую очередь вдохновлялся «Бездной» Джеймса Кэмерона, но не спорит, что в местной фауне можно углядеть и элементы «В поисках Немо».

Согласно дальнейшим планам студии, часть разработчиков будут заниматься Below Zero, а часть займется созданием других проектов, среди которых Subnautica 2 с возможным мультиплеером.

SCUM (2018–???)

Когда хорватская студия Gamepires села разрабатывать SCUM, в команде было лишь шесть человек. Они задумали создать максимально реалистичную survival-игру, и на то, чтобы собрать самую базовую версию у них ушло три года, а команда выросла до шестнадцати человек.

Получив рабочий вариант, Gamepires выложила его на Steam в Ранний доступ, дабы появились деньги на дальнейшую разработку и эксперименты с идеями, которых у команды оказалось бесчисленное множество.

«Крупные издатели никогда не пойдут на большой риск, выпуская очередную часть Call of Duty, потому что боятся потерять деньги. Даже такие тайтлы, как PUBG, Ark, или Minecraft, которые начинали с низов, уже не могут себе позволить как угодно играть с идеями, ведь им есть что терять», — технический директор SCUM Андрей Левенски.

К счастью, по словам Левенски, у Gamepires руки еще не связаны, и они готовы экспериментировать с самыми разными механиками в созданном ими открытом мире, где и предстоит оказаться игроку в SCUM.

По сюжету в духе «Королевской битвы» на одном из островов снимается реалити-шоу, в рамках которого 100 человек пытаются уничтожить друг друга. Если внешне SCUM может напомнить других представителей жанра, вроде DayZ, то на деле она выделяется своей ультра-подробной системой жизнедеятельности персонажа, включающей невероятное количество характеристик.

SCUM довольно успешно дебютировала в Early Access в 2018, но с тех пор многие игроки успели охладеть к проекту из-за технических проблем и отсутствия интересных апдейтов. Впрочем, сейчас в команде уже больше пятидесяти человек, и она даже не думает замедлять ход.

Don’t Starve Together (2014–2016)

Когда уже Don’t Starve, тайтл от Klei Entertainment, утвердил свой статус коммерчески успешного спасителя студии, ее руководитель Джейми Ченг задумался о следующем шаге, и ему в голову сразу пришла закономерная мысль — мультиплеер.

Тем не менее, главный дизайнер игры Кевин Форбс с не хотел иметь дело с онлайн-составляющей проекта, и Ченгу пришлось искать единомышленников среди новых сотрудников компании.

«В оригинальном Don’t Starve вы начинаете с пустыми руками и не получаете никаких инструкций, из-за чего приходится постигать мир игры методом тыка, — объяснил один из главных дизайнеров Сет Розен. — Самостоятельное дополнение Don’t Starve Together, по сути, предлагает почти тот же экспириенс, но теперь вам не придется выживать в одиночку. На этот раз вы можете играть с друзьями или присоединиться к общественному серверу и испытывать удачу, встречая незнакомцев».

В 2016 тайтл вышел из Early Access, и при его покупке дарилась еще одна копия, которую можно было переслать другу. Сейчас же Don’t Starve Together, можно сказать, является уже отдельной игрой, к которой даже вышел ряд отдельных DLC.

Valheim (2021–???)

В Valheim, нежданно-негаданно настигнувшей игровое сообщество в этом году, игрок выступает викингом, которому необходимо сразить ряд смертоносных духов для того, чтобы в итоге оказаться в Вальхалле. Однако первое время герою придется думать, скорей, о том, как до темноты построить убежище и раздобыть пищи. Несмотря на такую классическую для жанра ситуацию, в игре достаточно своих нюансов, которые делают Valheim, возможно, более привлекательной для новичков.

Здесь меньше надо переживать насчет запасов еды или ремонта построек, хотя игроки уже жалуются на обилие гринда. Геймплей в первую очередь ориентирован на кооперативное прохождение, и о муках, которым подвергаются новички в Rust другими игроками, здесь и не слышали. Кроме того, карта построена с помощью процедурной генерации, что добавляет исключительности прохождению каждого игрока.

Сложно представить, но когда издатель Coffee Stain Publishing (Goat Simulator, Satisfactory) подыскивал себе новый проект, Valheim занимались только пять человек.

«Мы увидели в Valheim уютную кооперативную игру, которая показалась нам очень перспективной», — рассказал исполнительный продюсер Coffee Stain Себастьян Бадилак.

По всей видимости, с этим мнением согласны миллионы человек, ведь после релиза в Раннем доступе в 2021 игра тут же стала одной из самых успешных игр на Steam, обогнав многих AAA-коллег и взобравшись на пятую строчку по количеству онлайн-игроков в истории платформы (498478 человек).

До конца года Iron Gate Studio планирует выпустить четыре дополнения, развивающие строительство, сюжет, карту и морской транспорт соответственно.

Terraria (2011)

В каком-то смысле именно Terraria должна стоять на первом месте в данном списке и, может быть, даже обгонять Rust, но хотя студия Re-Logic и продала невероятные 35 миллионов копий игры, все же интерес к ней постепенно снижается. При этом тот факт, что Terraria спустя десять лет все еще не вышла из Топ-15 игр на Steam по популярности, заслуживает невероятного уважения.

Когда Эндрю Спинкс начинал программировать Terraria, он и не думал о перспективности того или иного жанра. С детства мечтая разработать свою собственную игру, Спинкс просто хотел соединить в своем первом проекте все самые любимые механики, которые успели встретиться ему на пути в таких тайтлах, как Super Metroid, Super Castlevania IV, малоизвестная Liero для MS-DOS, и, само собой, Minecraft.

«Minecraft была не только одним из главных источников вдохновения, но и финальным кусочком пазла, собравшим концепцию Terraria в одно целое», — поделился Спинкс.

За десять лет существования игры было выложено четыре крупных, но абсолютно бесплатных апдейта для Terraria, после чего Спинкс и компания заявили, что настало время как следует сосредоточиться на других проектах.

«Фанаты поддерживали нас все это время, что позволяло нам дарить им контент без платных DLC, микротранзакций, и прочей ерунды. Мы как-то шутили, что могли бы брать по 50 центов за патч 1.3 и в итоге заработали бы миллионы, но у нас просто нет необходимости выжимать из игроков деньги любым способом, чтобы продолжать делать нашу работу. Не все студии имеют такую свободу выбора, но игроки показывали нам такую любовь, что у нас была возможность всегда придерживаться своей философии», — рассказал один из руководителей Re-Logic Тед Мерфи.

По словам разработчиков, бешеный успех Terraria позволяет им не торопиться с развитием второго проекта и не спеша экспериментировать с идеями, пока они не найдут то, над чем им действительно захочется работать.

«Пройдет немало времени прежде, чем мы объявим следующую игру. Сейчас мы тратим время на то, чтобы существенно поднять навыки членов нашей команды. А пока у нас всех еще будет Terraria», — подытожил Мерфи.

Ark: Survival Evolved (2015–2017)

Чем же отличается Ark от остальных выживалок, что позволяет ей уступать лишь Rust? Возможно, тому виной довольно редкая комбинация sci-fi и динозавров, с которыми, кстати, можно не только сражаться, но также приручать и тренировать. На данный момент в игре доступно уже 176 существ, обитающих на самых разных локациях.

«Мы понимали, что наступает рассвет Survival-жанра, а после премьеры Jurassic World будет всплеск интереса к динозаврам. К тому же мы видели очень мало достойных конкурентов и были уверены, что сможем справиться гораздо лучше большинства. Мы боялись, что какая-нибудь крупная студия выпустит свою выживалку с динозаврами, так что решили выйти в Early Access как можно быстрее», — рассказал арт-директор игры и сооснователь Studio Wildcard Джесси Рапчак.

В Раннем доступе Ark оказалась еще в 2015, и уже к августу 2016 продалась тиражом в 5,5 миллионов копий на Windows и Xbox One. Помимо этого, в 2016 вышла первая версия игрового режима Survival of the Fittest, заимствующая элементы Battle Royale. Режим в одно время стал настолько популярным, что по нему проводились киберспортивные соревнования с десятками тысяч долларов в качестве призов. Позже Survival of the Fittest все же присоединился назад к основной игре, чтобы моддеры, отвечающие за солидную часть популярности игры, могли экспериментировать с режимом.

Кстати, разработчики из Studio Wildcard уже успели анонсировать сиквел Ark 2, в маркетинговой кампании которой активно задействуется знаменитый актер Вин Дизель. Сам же релиз запланирован на 2022 год.

***

Если Rust, Ark и Terraria, скорей всего, еще долго будут сидеть на верхушке Steam, то интерес к остальным может варьироваться в зависимости от выхода DLC или других тайтлов. В 2021 планируется релиз Sons of the Forest и выход из Раннего доступа SCUM. Также имеют отличную, хоть и не такую многочисленную фан-базу успешные тайтлы, вроде Conan Exiles, The Forest, No Man’s Sky, Raft и The Long Dark, обновления которых могут в миг катапультировать их в топ Steam.

Так или иначе, survival-жанр, похоже, и не собирается сбавлять обороты, а, наоборот, кажется способен снова и снова притягивать внимание, добавляя в уже всем знакомую формулу какой-либо свежий элемент.