Без сомнений Япония сыграла наиважнейшую роль в формировании «survival horror» в игровой индустрии. Она поставляла и продолжает поставлять, как правило, лучших представителей этого направления. Как только в 1996 на сцену вышла Resident Evil, многие другие жанры начали заимствовать у нее различные элементы, и вскоре уже стало сложно утверждать хоррор перед тобой, или, например, экшен с элементами хоррора. Те же части System Shock отличный тому пример.

Однако с середины 95-го и до начала 00-х было выпущено достаточно тайтлов, которые можно считать канонами жанра. Ниже речь пойдет о некоторых из них.

Resident Evil (1996)

Собственно Resident Evil от Capcom и ввела в обиход понятие «survival horror». Игра задумывалась, как 3D-ремейк Sweet Home, но отцу основателю серии Синдзи Миками почти сразу стало ясно, что он может поднять жанр на ступень выше. Все те идеи, что формировались в жанре последние 15 лет, Миками отполировал и продемонстрировал игрокам в новом свете.

Для этого он первые полгода работал один, набрасывая концепт-арт и придумывая сценарий. Изначально планировалось, что все будет проходить с видом от первого лица, но вовремя увидев Alone in the Dark, Миками решил позаимствовать у нее кинематографичную фиксированную камеру.

Обожающий ленту Стэнли Кубрика «Сияние», Миками решил в качестве сеттинга поставить особняк вдали от цивилизации для большего ощущения изолированности у игроков. Там мы встречаем таких персонажей, как Крис, Джилл и Вескер, которые будут появляется еще не в одной части франшизы.

Фанатам пришелся по душе тягучий и атмосферный геймплей, состоящий из отстреливания зомби и разгадывания загадок. Пришелся он по душе и сторонним разработчикам, в связи с чем на рынке начали появляться игры, явно заимствующие элементы коммерчески успешной Resident Evil.

На данный момент в рамках серии насчитывается уже больше 20 тайтлов для самых разных платформ, шесть кинофильмов, три анимационных фильма, не говоря уже о всевозможных комиксах и новеллизациях почти каждой номерной игры. Успех недавнего Resident Evil 7: Biohazard показал, что Capcom способна и дальше заставлять эволюционировать серию, и продавать игру, даже без всеми любимых персонажей. Помимо этого, в 2018 ожидается ремейк Resident Evil 2, который освежит в памяти один из самых каноничных представителей жанра.

Parasite Eve (1998)

Неожиданно свое слово в развитии жанра сказала компания Square, будущая Square Enix, на тот момент известная, прежде всего серией Final Fantasy. Parasite Eve основана на популярной в Японии одноименной книге за авторством Хидеаки Сена.

Отец Final Fantasy, Хиронобо Сакагучи, хотел поместить седьмую часть любимой франшизы в сеттинг Нью-Йорка, но в итоге идею пришлось отбросить, пока на радаре не замаячила идея игры в жанре «survival horror».

Parasite Eve не только стала первой игрой компании, солидную часть разработки которой выполнили американцы, но и первым тайтлом Square, получившим рейтинг «От 17 лет».

Как и Final Fantasy, Parasite Eve является RPG, но только на поверхности. Привнося в привычную механику элементы хоррора, Square придумали некий гибрид RPG и экшена, выполненного с упором на кинематографичность. Больше всего критики оценили свежую боевую систему, которая отныне не требовала ходить по очереди, а позволяла главной героине  Айе маневрировать между противниками, увеличивая вариативность возможных атак. Также в отличие от RPG, Parasite Eve довольно линейна и не позволяет свободно исследовать мир игры.

Критики хвалили впечатляющую графику и даже нашли свою прелесть в отсутствии голосовой озвучки. Однако многим игрокам, привыкшим к долгим приключениям Final Fantasy, 15 часов, необходимых для прохождения Parasite Eve, оказалось недостаточно.

Вдохновленная щедрыми отзывами, Square поспешила выпустить сиквел в 1999, а затем в 2010 на PSP вышла The 3rd Birthday, представляющая собой что-то вроде спин-оффа серии.

Silent Hill (1999)

Несмотря на доминирование Capcom среди ужастиков индустрии, найдется достаточно игроков, которые считают эталоном жанра именно Silent Hill.

В тех местах, где страх Resident Evil казался слишком прямолинейным, Silent Hill дарил игрокам мистику и запутанный противоречивый сюжет, по которому написан уже не один гайд. Там, где Resident Evil пытался испугать игрока грозностью и численностью монстров, Silent Hill пугал тишиной и неизвестностью, и повергал в непонятный ужас своим фирменным дизайном монстров и локаций с кровоточащими стенами. В каком-то смысле разработчики из Team Silent предлагали более серьезный и взрослый подход к жанру.

Нельзя не упомянуть, что все вышеперечисленное невозможно представить без фирменного музыкального сопровождения, созданного культовым Акирой Ямаока, который прошел путь от композитора, до продюсера франшизы.

Интересно то, что изначально разрабатывать Silent Hill отправили тех сотрудников, которые не вписывались ни в один другой проект. Konami поручила сформированной команде Team Silent создать тайтл с голливудской атмосферой, которая бы хорошо продавался в США. После месяцев бесплодной работы члены Team Silent решили игнорировать требования Konami и вместо этого сделать игру, которая будет вести диалог с игроком, нежели наивно пытаться копировать Голливуд.

Несмотря на первоначальный скепсис, после того, как презентация игры на E3 в 1998 вызвала шквал аплодисментов, руководство Konami решило уделить Silent Hill больше внимания, увеличив бюджет и усилив рекламную кампанию игры.

К сожалению, в целом серия Silent Hill не может похвастаться тем же успехом, что есть у Resident Evil. Первые три части получили восторженные отзывы критиков, а недостатки четвертой оправдывались интересной концепцией. Но начиная с SH: Origins в 2007, Konami отдавала разработку тайтлов европейским и американским студиям, а от Team Silent не осталось и следа. У западных разработчиков не получалось конкурировать с оригиналами, и в конце концов, даже Акира Ямаока ушел заниматься другими проектами. А после отмененного перезапуска под руководством Хидео Кодзимы, Konami решила отложить развитие франшизы в долгий ящик.

Dino Crisis (1999)

Сразу стоит отметить, что Dino Crisis делала та же команда, что и Resident Evil, с тем же Синдзи Миками во главе. Кто-то из критиков даже называл ее «Resident Evil с динозаврами» Однако Миками наоборот хотел получить от жанра чего-то нового. В противовес «survival horror» студия решила сделать так называемый «panic horror». Для этого вместо зомби он сделал врагами динозавров, которые атаковали намного активней, могли передвигаться между локациями и вообще делали борьбу намного динамичней Resident Evil.

Сюжет в Dino Crisis не выделяется чем-то особенным. Как и в RE, игрок в компании с другими персонажами попадает в загадочное место, на этот раз заполненное рептилиями, и пытается раскопать его подноготную.

На смену заранее подготовленным задникам пришли полноценные 3D-уровни, как в том же Silent Hill, что опять же добавило игре некой динамики. По сравнению с RE гибче стало и управление — теперь можно было целиться и на ходу тоже. Разновидностей противников в игре на удивление мало, одна из версий включала всего пять видов динозавров.

В целом, возможно, Dino Crisis это и есть «Resident Evil с динозаврами». Но хотя игра и была построена по привычной системе, Миками действительно сумел показать ее под другим углом.

Вышедший годом позже, сиквел более менее повторил успех оригинала и также, как и он продалась мультимиллионным тиражом. Того же не скажешь о Dino Crisis 3, вышедшей в 2003 и отправившей героев в 2548 год. Вопрос о четвертой части поднимается регулярно, но пока будущее ее не ясно.

The Thing (2002)

The Thing стала не только отличным хоррором, но и примером того, как нужно адаптировать фильмы в мире видеоигр. Открытая концовка ленты Джона Карпентера «Нечто» как будто призывала издателя Universal Interactive показать любителям ужасов, чем закончилась история Чайлдса и Макриди.

Издатель предложил Computer Artworks занять место разработчика. Студия взяла за основу уровень из их игры Evolva, покрыла его льдом и добавила босса в духе фильма. Universal одобрили.

Computer Artworks были очень довольны полученной свободой действий. Они решили, что игра станет не прямой адаптацией, а именно сиквелом. Согласно сюжету The Thing, игрок берет на себя роль Джона Блейка, капитана группы «Бета», который пытается понять, что случилось с лабораторией из фильма.

Разработчики сразу решили не садить игру на рельсы Resident Evil и других медленных хорроров, а вместо это добавить побольше экшена. Либо бродя по замерзшим локациям в одиночку, либо управляя классическим отрядом, состоящим из медика, инженера и солдата, Блейк восстанавливает картину событий, произошедших в фильме, попутно убивая мутирующих монстров.

При этом, как и в оригинале, до последнего момента не ясно, кто из персонажей заражен, а кто нет. К тому же не забывайте, что дело происходят на Антарктиде, так что долгое пребывание на холоде не лучшим образом сказывается на здоровье Блейка.

Отзывы игра получила великолепные. После того, как стало ясно, что The Thing удалась, Computer Artworks начала работу над сиквелом, но, к сожалению, дальше концепт-арта и пары коротких демо дело не пошло.

Siren (2004)

Тем, кто особенно скучает по атмосфере первых Silent Hill, стоит обратить внимание на серию Forbidden Siren. Со временем Акира Ямаока стал единственным человеком, который работал и над первой частью Silent Hill, и над последней (до Silent Hill: Downpour). Что же стало с остальными членами Team Silent?

Несколько ключевых участников разработки первой Silent Hill не нашли общего языка с Konami и ушли работать в Sony. Кейчиро Тояма, режиссер первого SH, возглавил разработку новой серии хорроров Forbidden Siren. Наоко Сато и Исао Такахаси, дизайнер монстров и дизайнер уровней SH соответственно, с радостью присоединились к проекту. В итоге не удивительно, что между Siren и SH часто проводили параллели. Но японские разработчики не собирались копировать успешную формулу, они хотели двигаться дальше. Тояма с коллегами  уже один раз сумели задать новый стандарт в жанре хорроров. Теперь же они решили сделать это снова.

Siren состоит из десяти мини историй, события которых происходят в деревне Хануда. Благодаря оккультным наклонностям местных жителей практически каждый NPC, которого вы встречаете в какой-то момент превращается в «шибито», некое подобие зомби. Вы поочередно играете десятью персонажами, многие из которых никак не связаны друг с другом, однако действия одних влияют на сюжет других в следующих главах.

Традиционно для жанра весь сюжет Siren можно понять, только изучая всевозможные дневники и письма, разбросанные по игре. Здоровье персонажей восстанавливается автоматически, но при этом игра невероятно сложна. Практически невозможно навязать Siren свои правила. Если игра говорит, что вам надо прятаться, вам придется слушаться, ибо враги здесь невероятно живучи и умны. Игроку необходимо терпеливо изучать их маршруты и желательно вообще не попадаться им на глаза.

Впрочем, именно необходимость продвигаться по игре путем проб и ошибок подверглась критике больше всего. В остальном игра получила довольно положительные отзывы. Многие фанаты жанра хотели видеть его именно таким — сложным, медленным, но интересным и насыщенным.

В дальнейшем серия получила развитие в виде двух сиквелов: Forbidden Siren 2 и Siren: Blood Curse. Также, по мотивам второй части в Японии был снят фильм «Сирена».

***

В этот период также отлично заявила о себе японская линейка Fatal Frame или канадская Eternal Darkness: Sanity’s Requiem.

Как можно заметить, существенную роль в развитии жанра сыграл Синдзи Миками, который и по сей день продолжает работать в том же направлении. В 2017 году планируется выход сиквела к последнему его проекту, The Evil Within. Его революционное детище Resident Evil также радует фанатов новыми экспериментами.

Хотелось бы, чтобы в игру вернулся Silent Hill. Когда Konami поручила создателю серии Metal Gear заняться перезапуском, на секунду индустрия подумала, что близится новая эра в «survival horror» — настолько убедительными были его наработки. К сожалению, уход Кодзимы из Konami поставил крест на проекте. Остается надеяться, что его идеи воплотятся в его следующем мистическом проекте Death Stranding.