10 декабря прошла ежегодная церемония раздачи наград разработчикам The Game Awards. Отец-основатель шоу Джефф Кили, несмотря на пандемию, отказался отменять премию в 2020 году, вместо этого изменив формат церемонии. Съемки The Game Awards 2020 проходили в Лос-Анджелесе, Лондоне, и Токио, а с номинантами организаторы связывались по интернету.

В то время как «Игру Года» забрала The Last of Us Part II от Naughty Dog, по традиции во время церемонии зрители увидели анонсы больше десятка тайтлов, среди которых оказались следующий проект Глена Шофилда (автор Dead Space) The Callisto Protocol и следующая игра в серии Mass Effect.

«Нашей индустрии очень важно иметь платформу, через которую игроки и разработчики могли бы сказать всем остальным: «Вот наши лучшие работы. Посмотрите, на что способны видеоигры». Мы испытываем определенную болезнь роста, но Джеффу Кили всегда удавалось ее сглаживать», — исполнительный продюсер Bethesda Game Studios Тодд Говард.

На самом деле Кили начал изучать закулисье разработки видеоигр еще будучи подростком. Он обожал адвенчуры от компании Sierra Entertainment, основанной Кеном и Робертой Уильямс, и как-то раз даже написал разработчикам письмо, в котором попросил раскрыть тайны создания их тайтлов. Удивительно, но очень скоро Кили получил ответ, а в придачу десяток дискет с еще невыпущенными играми.

Проходя каждую из них, будущий журналист сначала отправлял рецензии ее создателям, а затем помогал новичкам на форумах CompuServe. В 2014 году супруги Уильямс станут первыми почетными гостями The Game Awards и получат премию «Икона Индустрии».

Что касается дискет, то Кили до сих пор хранит их в своем столе, как напоминание о том, с чего все началось.

Cybermania ’94

Спустя два года он уже принимал участие в организации одной из первых церемоний награждения в мире видеоигр под названием «Cybermania ’94». В свои 15 лет Кили удалось попасть в команду мероприятия через родителей друга, и его роль заключалась в том, чтобы придумать текст объявления номинантов, который потом зачитывал актер Уильям Шетнер. В титрах к шоу Кили получил звание: «Interactive product specialist».

Само шоу представляло собой сборник комедийных скетчей, а ведущими выступили актеры Лесли Нильсен («Аэроплан», «Голый пистолет») и Джонатан Тейлор Томас («Большой ремонт»). В номинациях же были представлены в основном западные игры.

Кили уговорил родителей отправиться в Лос-Анджелес, где он смотрел церемонию из зрительного зала, сидя рядом с геймдизайнером Уиллом Райтом (The Sims), и наблюдал, как разработчики в смокингах выходят на сцену получать награды за свои труды. Все это произвело неизгладимое впечатление на юного любителя видеоигр, который осознал, с чем хотел бы связать жизнь.

«Мои родители работают в кинобизнесе и не раз говорили о значимости «Оскара» в их карьере. В какой-то момент я понял, что видеоиграм необходим собственный аналог подобной престижной премии», — рассказал Кили.

С самого старта своей карьеры Кили фокусировался на том, чтобы рассказать игрокам не только о тайтле, но и о его разработчиках. Когда он устроился в GameSpot в 1998, Кили придумал рубрику «Behind the Games», подражая документальному шоу «Behind the Music» на VH1. В будущем она переросла в цикл работ «The Final Hours», часть которых была выпущена в виде мобильных приложений.

Кили продюсировал пятичасовой документальный фильм «Rise of the videogame» для Discovery Channel, помогал Naughty Dog устроить театральную постановку по мотивам The Last of Us, и участвовал в создании десятков шоу на тему видеоигр на таких платформах, как G4, MTV, GameStop и т.д.

Video Game Awards

Ближе всего к образу «Cybermania» Кили приблизился, когда начал участвовать в организации премии Video Game Awards для кабельного телеканала Spike TV, принадлежавшего ViacomCBS. Шоу выходило с 2003 по 2013 год и, несмотря на популярность, вызывало много критики у игрового сообщества, которое считало, что авторам VGA нет дела до видеоигр.

По словам Кили, одной из главных проблем стало желание организаторов угодить «мифическому мейнстримовому зрителю», что приводило к задействованию в церемонии знаменитостей, максимально далеких от индустрии. В 2011 на сцене были вручены награды лишь в трех категориях, а в 2013 телеканал вообще сократил шоу до одного часа. Кили был приглашен снова в 2014, но на этот раз у него были другие планы.

«Я воспринимал все серьезно в то время, как подобные шоу всегда были лишь развлечением. Я понимаю их логику, но для меня все же суть была не в приглашении того или иного комика, а в чествовании создателей видеоигр», — вспоминал Кили.

The Game Awards

После ухода от Viacom Кили сразу занялся созданием абсолютно нового, а главное независимого шоу. Учитывая, что в конечном итоге Spike отказалась от VGA, он не хотел, чтобы хотя бы один год в индустрии прошел без раздачи премий разработчикам. Кили пришлось быстро учиться все делать самому, вложив в проект больше миллиона долларов личных сбережений.

Тем не менее, амбициозного журналиста поддержало большое количество ключевых фигур мира видеоигр, из которых был собран так называемый консультативный совет, помогающий Кили пробираться через тернии организации его задумки. В совет вошли представители самых влиятельных компаний, вроде президента Nintendo of America Реджи Фис-Эме, президента Kojima Productions и геймдизайнера Хидео Кодзимы, компании Valve, Rockstar Games и многих других.

«В отличие от ситуации с VGA на этот раз я выступаю главным творческим двигателем проекта. Конечно, я обращаюсь к членам совета, но они не принимают финальные решения. The Game Awards в первую очередь создается с целью угодить игровой аудитории, а не телеканалу», — заверил Кили.

«The Game Awards 2014 отпразднует нашу коллективную любовь к видеоиграм. Никогда еще индустрия не была столь сильна, ведь в этом году стоит ожидать новый рекорд по продаже консолей, а также взлет киберспорта и мобильного сегмента рынка по всему миру, не говоря уже об анонсах тайтлов, которые сделают 2015 еще ярче», — заявил Кили в 2014.

Организаторы решили транслировать церемонию на платформах Xbox Live, PlayStation Network, Nintendo и Steam, вместе охватывающих больше 100 миллионов человек. Кили пообещал геймерам не только стандартный выход победителей под музыку, но и присутствие знаменитостей индустрии, звезд киберспорта, музыкальные выступления, но самое главное — анонсы и премьеры, ставящие The Game Awards в ряд с лучшими игровыми ивентами года.

И все же Кили чувствовал, что грядущему шоу не хватает изюминки, которая бы позволила сразу завоевать доверие игрового сообщества. Затем всего за пару недель до церемонии Эйдзи Аонума и Сигэру Миямото из Nintendo предложили команде The Game Awards впервые показать публике геймплей The Legend of Zelda: Breath of the Wild. Кили был вне себя от счастья, когда понял, что ему достался не просто трейлер, а настоящий летсплей с легендарными геймдизайнерами в главной роли.

На протяжении следующих пяти лет шоу методично развивалось и привлекало все больше внимания интересными анонсами и яркими гостями. В 2016 Кили заключил контракт с компанией Tencent, которая начала транслировать церемонию в Китае, где YouTube заблокирован. В 2017 впервые могли голосовать рядовые зрители через Google, Twitter, Facebook, и сайт организации.

В 2018 Кили заявил:

«Думаю, игроки уже ассоциируют наше шоу со своей страстью к видеоиграм. После многолетней работы я, наконец, чувствую, что The Game Awards говорит с аудиторией на одном языке».

В команде Кили лишь восемь человек, однако за их плечами колоссальный опыт в организации подобных мероприятий. К примеру, исполнительный продюсер Кимми Ким успела поработать над церемониями вручения премий «Оскар» и «Эмми», а также над MTV Video Music Awards.

Стоит выделить и креативного директора проекта, дизайнера ЛеРоя Беннетта, который отвечал за концерты Prince с 1980 по 1994 годы. В его портфолио можно найти таких знаменитых артистов, как Depeche Mode, Lady Gaga, и Rammstein.

«Возможно, мне стоит собрать команду побольше, но я стал кем-то вроде бренда этого шоу. Поэтому, как правило, именно мне приходится самому летать по всему миру, общаясь с разработчиками, хотя это не так уж плохо, учитывая, что я помешан на контроле происходящего», — отметил Кили.

Кили хотел показать, что помимо крупнейших франшиз на рынке, он будет уделять внимание маленьким студиям и инди-сегменту индустрии в целом. В 2018 году платформер Celeste, разработанный командой из восьми человек, соревновался с гигантом в лице Red Dead Redemption 2.

«Я хочу освещать даже те проекты, которые не могут попасть на E3 или еще не подписаны издателем. Я обожаю создавать подобный контраст», — рассказал Кили.

Разработчики, оказавшиеся на The Game Awards, наблюдают серьезный рост продаж, особенно если в это время устраивают какую-либо акцию. В результате распродажи The Walking Dead: Season 2 от Telltale Games во время церемонии The Game Awards, продажи игры за выходные выросли в пятнадцать раз.

«После шоу со мной часто связываются разработчики и говорят, что заработали больше после участия в церемонии. Многие игроки отправились покупать Cuphead после того, как тайтл забрал несколько наград. На нашем шоу разработчики сразу могут оценить окупаемость своих инвестиций».

2020

Кили участвовал в E3 каждый год, начиная с 1995 года, однако в 2020 году он отказался, сделав выбор в пользу онлайн-ивентов. Вместо E3, которая в итоге была отменена, Кили организовал четырехмесячный Summer Game Fest, продлившийся с мая по август. На данном онлайн-фестивале всевозможные разработчики и издатели, вроде 2K, CD Projekt Red, и Square Enix, освещали свои будущие проекты.

«В это непростое время особенно важно, чтобы видеоигры служили для нас еще одним способом коммуникации друг с другом», — отмечал Кили.

Закончив с Summer Game Fest Кили вернулся к своему главному детищу — The Game Awards. В августе он обрадовал фанатов своим решением не отменять долгожданное шоу:

«Я безумно рад, что мы все же проведем церемонию в прямом эфире, а не просто выложим смонтированную запись. Сейчас мы заняты тем, что продумываем, как устроить настоящий спектакль без живой публики».

Правила

Помимо всего прочего любому зрителю The Game Awards будет интересно узнать, каким именно образом определяются номинанты и победители премии.

Жюри состоит из 95 СМИ, известных своей историей критической оценки видеоигр. Сотрудники каждого из них составляют топ-5 возможных номинантов практически во всех категориях. При этом Кили не является одним из судей и не участвует в голосовании.

Победители определяются голосованием жюри (90%) и публики (10%), которая участвует в процессе через сайт The Game Awards или социальные сети. Издателей и разработчиков просят избегать любых действий, агитирующих голосовать за их номинантов под угрозой дисквалификации. В церемонии участвуют лишь тайтлы, вышедшие до 20 ноября включительно, а остальные будут рассматриваться на The Game Awards 2021. Никто из разработчиков и издателей не узнает победителей до начала церемонии.

***

Хотя Кили каждый год закладывает в бюджет шоу свои деньги, само собой, не обходится и без спонсоров. При этом ему не раз предлагали сотрудничество различные телекомпании, но в ближайшее время Кили не планирует терять независимость.

«Когда наше шоу будет смотреть по 80 миллионов человек, то я задумаюсь над следующим шагом, но мы еще не добрались до большей части хардкорных игроков. Посмотрите, сколько человек играет в Fortnite. Нам еще есть кого завербовывать», — подытожил Кили.

Стоит отметить, что если дебютный выпуск смотрело в прямом эфире около двух миллионов человек, то версию 2019 года наблюдало уже почти пятьдесят. Пока еще неизвестен результат The Game Awards 2020, но очевидно, что «следующий шаг» наступит довольно скоро.

«В будущем мы бы хотели запустить премию и в других странах. Церемонии, вроде Game Awards Brazil, Game Awards Russia стали бы отличным дополнением основного шоу».