После не самого удачного перезапуска серии в 2013, 8 марта 2019 вышла пятая часть Devil May Cry. В каком-то смысле Capcom сделала со своей линейкой то, чего так и не дождались от Konami фанаты Silent Hill. Попробовав стать частью зарубежного мейнстрима, Capcom все же решила вернуть серии былое обаяние и представить игрокам Данте в прежнем виде.

Devil May Cry (2001)

История Devil May Cry начинается в тот момент, когда режиссеру Resident Evil 2, Хидэки Камия, Capcom поручила представить игрокам нечто новое в четвертой части хоррор-линейки.

Вместе со сценаристом Нобору Сугимура Камия придумал историю, главным героем которой стал персонаж по имени Тони, получивший суперспособности в результате апгрейдов своего тела биотехнологиями. При создании сеттинга разработчики изучали достопримечательности Европы, которые помогли сформировать мрачный готический стиль Devil May Cry.

В четвертой Resident Evil разработчики хотели прибавить экшена и сделать камеру свободней, тем самым уйдя в сторону от фирменного монотонного прохождения первых тайтлов Resident Evil. Все это не пришлось по душе автору серии Синдзи Миками, который настоял на том, что Resident Evil 4 нельзя слишком далеко отдаляться от своей фундаментальной формулы. Однако вместо того, чтобы начинать работу заново, Камия убедил Capcom, что у его идей есть потенциал сложиться в полноценный самостоятельный тайтл.

В скором времени Тони превратился в полудемона Данте, названного в честь итальянского поэта. По сюжету, отец главного героя, демонический рыцарь Спарда, давным давно спас людей от принца Мундуса, а позже женился на женщине Еве, матери Данте.

Игрока знакомят с ведущим персонажем, когда он уже работает охотником на демонов в своем агентстве «Devil May Cry». В какой-то момент на его пороге появляется некая Триш и предупреждает его о желании Мундуса вернуться. Данте решает остановить его, заодно отомстив за смерть брата и матери.

Что касается геймплея, то DMC оказалась полной противоположностью Resident Evil, предложив игрокам скоростные перестрелки и сражения, наполненные акробатикой. Кстати, боевая механика частично была вдохновлена багом, который возник при разработке Onimusha Warlods, вышедшей в том же году, что и первая DMC. Баг позволял удерживать врагов в воздухе, беспрерывно нанося удары. Данная механика в итоге стала узнаваемой чертой как серии Devil May Cry, так и других представителей жанра.

Другой важной механикой боевки стал режим «Devil Trigger», который в зависимости от оружия героя временно увеличивал те или иные характеристики персонажа. Также DMC изо всех сил пыталась заставить игрока использовать весь арсенал движений, наказывая зацикливание на одних и тех же приемах низкими оценками по окончанию уровней.

В Devil May Cry нашлось место загадкам и элементам платформера, а статистика прохождения добавляла реиграбельности и призывала игроков соревноваться друг с другом. Камия рассказал, что хотя разработчики специально делали Devil May Cry довольно сложной, нацеливались они в первую очередь на казуальную аудиторию.

В 2001 году Devil May Cry вышла на PS2 и сразу нашла признание у игроков и критиков благодаря своему свежему геймплею, удобной камере и выдержанному визуальному стилю. Отличные отзывы вылились в многомиллионные продажи и в уверенное решение Capcom относительно сиквела.

Devil May Cry 2 (2003)

Когда пришло время разрабатывать вторую часть, Capcom отправила команду Камии заниматься Viewtiful Joe, а вторую DMC доверила менее опытным сотрудникам. Более того, геймдизайнер до последнего момента не знал, что разработка сиквела вообще ведется.

За четыре месяца до релиза руководство Capcom решило проверить качество будущего тайтла и с удивлением обнаружила, что совершенно не готова к выпуску. Чтобы не выпускать крайне сырой продукт в срочном порядке разработка была передана геймдизайнеру Хидеки Ицуно, на тот момент известному в индустрии своей серией файтингов Power Stone.

К сожалению, несмотря на изменения, внесенные Ицуно до релиза, игру так и не удалось спасти от звания «Самой Разочаровывающей Игры 2003 года». Критики ругали DMC 2 за гигантские и скучные карты, ненужного второго игрового персонажа Люсию, а также за то, что Данте лишили не только харизмы, но и реплик в принципе.

DMC 2 оказалась больше предшественницы в девять раз, и при этом уступала в детализации уровней. Положение немного спасал тот факт, что геймплей разработчики оставили практически без изменений, не считая добавления некоторых акробатических элементов и возможности менять оружие на ходу.

Что касается сюжета, то на этот раз главным антагонистом игры выступает бизнесмен Ариус, которому Данте вместе с Люсией должен помешать вызвать демона Аргосакса и завоевать мир.

Тем не менее, все вышеперечисленное не отразилось на продажах, и полтора миллиона проданных копий за месяц убедили Capcom попробовать исправить ситуацию в третьей части.

Devil May Cry 3: Dante’s Awakening (2005)

Capcom со всем вниманием подошла к разработке DMC 3, провела работу над ошибками, и решила сосредоточиться на том, что принесло успех первой части, а именно на ураганном инновационном геймплее, ярком визуальном стиле и на запоминающихся персонажах.

Было решено представить третью часть приквелом ко всей серии. Агентство Данте атакует Аркхам, подручный Вергилия, брата главного героя. Вергилий намерен соединить человеческий и демонический миры, получив половину амулета, который находится у Данте. Противостоять ему помогает дочь Аркхама, Мэри, желающая отомстить отцу за смерть матери.

Появились шесть различных боевых стилей, которые игрок выбирает в начале уровней или на чекпоинтах. По ходу игры Данте сталкивается с большим количеством различных противников, нежели во второй части, а сами бои прибавили в динамике.

DMC 3 считают самой сложной игрой серии, где изучение различных комбо было необходимо в первую очередь ради прогресса, а не ради эффектных сражений. Отдельное испытание представляли собой интересные проработанные боссы, каждый из которых после себя оставлял оружие. Также разработчики увеличили количество загадок и сделали уровни запутанней.

DMC 3 была первой игрой линейки, портированной на PC, и последней выпущенной на PS2. При этом порт получил гораздо более сдержанные отзывы по сравнению с консольной версией, в основном из-за проблем с управлением.

Devil May Cry 4 (2008)

Четвертой частью заниматься снова поручили Ицуно, и геймдизайнер твердо решил чем-нибудь удивить игроков. В DMC 4 большую часть игры вы проводите в лице нового персонажа по имени Неро. Этим ходом Ицуно надеялся разнообразить геймплей и привлечь свежую аудиторию.

Молодой рыцарь Ордена Меча становится свидетелем того, как Данте убивает его лидера и других рыцарей, на поверку оказавшихся демонами. Неро решает отправиться на поиски Данте, и позже присоединяется к нему, чтобы остановить злые замыслы ученого Агнуса.

Главным отличием Неро от Данте стала его правая рука Devil Bringer, обладающая демонической силой. С ее помощью Неро мог проводить особенно мощные атаки, а также притягивать к себе врагов.

Когда приходило время играть за Данте, игрок обнаруживал, что геймплей был взят из DMC 3. Однако теперь между стилями можно было переключаться нажатием одной кнопки.

После анонса DMC 4, многие считали, что продемонстрированные нововведения оттолкнут публику, но получилось все как раз наоборот. Критики приветствовали появление во вселенной игры харизматичного Неро, восхищались впечатляющей картинкой, и приветствовали уровень сложности тайтла.

Четвертый DMC оказался самой продаваемой частью линейки, разойдясь тиражом в два миллиона копий примерно через год после релиза.

Кстати, Хидеки Камия был настолько впечатлен DMC 4, что изучил ее вдоль и поперек во время создания другого своего слэшера Bayonetta, первая часть которого вышла в 2009.

DmC: Devil May Cry (2013)

Несмотря на успех последнего тайтла, Capcom твердо решила вывести серию в ряды топовых AAA-тайтлов, а для этого разработать следующую часть, ориентируясь в первую очередь на западную аудиторию. Заниматься своего рода ремейком Capcom поручила английской студии Ninja Theory, впечатлившись их слэшером Heavenly Sword.

Притом, что фанаты и критики остались довольны геймплейными идеями Ninja Theory, новый облик главного героя Данте пришелся по вкусу далеко не каждому. Учитывая желание Capcom привлечь молодую аудиторию, Ninja Theory представили Данте более будничным молодым человеком, отражающим современную западную культуру.

Действия игры развиваются в альтернативной реальности, где Данте предстоит встретиться со своим близнецом Вергилием и узнать о том, что он, будучи сыном демона и ангела, один из единственных, кто может справиться с принцем Мундусом.

Вся боевая система данной части закручена вокруг смены режимов ангела и демона, отличающихся используемым оружием и приемами. Никуда не делся и режим Devil Trigger, на этот раз замедляющий время и подбрасывающий врагов в воздух. Комбинируя режимы, игрок мог выстраивать различные комбо, выполнение которых было упрощено, дабы не спугнуть новоиспеченную публику. Отдельно стоит отметить привлекательный визуальный стиль и динамичный сеттинг с «живыми» уровнями.

Несмотря на всеобщую ненависть к непривычному Данте, игровое сообщество сошлось на том, что DMC от Ninja Theory ощущалась по большей части, как родная часть серии. Тем не менее, этот факт не помог Capcom продать игру необходимым тиражом, хотя ее переиздание на PS4 и Xbox One в 2015 немного помогло исправить ситуацию.

Devil May Cry 5 (2019)

Capcom решила вернуться к успешной формуле и снова поручила разработку Ицуно, а сама игра была выполнена на движке Resident Evil 7 RE Engine. В DMC 5 разработчики собрали в кучу все то, что наработали за два десятка лет.

Прошло пять лет после событий четвертой части. Неро обзавелся своим филиалом агентства Devil May Cry, а также помощницей-инженером по имени Нико. После того, как неизвестный демон выдирает Devil Bringer у Неро, Нико конструирует для него десятки протезов на замену. Отправившись на поиски похитителя, Неро пересекается с Данте, Мэри и Триш, ищущим того же демона по поручению очередного клиента по имени Ви, который позже становится игровым персонажем.

Но если определенные сюжетные повторы могут не вызвать восторга у части игроков, то в плане геймплея разработчики выложились на максимум. Каждого персонажа разработчики снабдили эпичным оружием, позволяющим еще больше разнообразить геймплей и вывести сражения на другой уровень. Чего стоят только вышеупомянутые протезы Devil Breakers, серьезно пополняющие арсенал атак Неро, или мотоцикл Cavaliere у Данте, который делится на две пилы. Что касается Ви, то сам он предпочитает не участвовать в сражениях, а расправляется с врагами с помощью подручных демонов: орла, пантеры и огромного голема.

***

Как выяснилось после релиза, эксперимент Capcom с возвращением серии на прежние рельсы прошел довольно успешно. DMC 5 приняли гораздо теплее перезапуска, а начальные продажи радуют издателя. Сложно представить, что еще разработчики могут предложить игрокам в потенциальной шестой части, но ждать ее придется еще очень долго.