Borderlands 3 наконец-то уже вышла и на ее фоне наблюдается значительный рост продаж прошлых частей серии. Вместе с вниманием к линейке возвращается и интерес к другим творениям Gearbox Software, которых за двадцать лет существования студии вышло достаточно.

Дополнения для Half-Life

Интересно, но именно Gearbox Software разработала те самые дополнения для первой Half-Life, а именно Opposing Force, Blue Shift, и Decay. Причем главной особенностью всех трех игр являлась возможность пережить события первой части на этот раз от лица солдата спецназа, охранника, или коллег Гордона Фримена соответственно.

Пожалуй, самым неизвестным тайтлом из трех является Decay. Дело в том, что изначально он, как и два других, должен был выйти на нескольких платформах, но позже разработчики решили выпустить игру лишь на PS2, ссылаясь на неудобное управление на PC. В отличие от Opposing Force и Blue Shift Decay необходимо было проходить вдвоем, выступая в роли ученых Джины Кросс и Колетт Грин. Возможность кооператива понравилось игрокам, но они были возмущены отсутствием релиза на PC.

Впрочем, сейчас это уже не важно, потому как в 2008 году группа украинских разработчиков успешно портировала Decay на радость всем обладателям персональных компьютеров.

Из трех дополнений Opposing Force больше всего понравился критикам, которые видели в нем чуть ли не оригинальный тайтл с новым оружием и врагами. Blue Shift и Decay получили смешанные, но в целом все же положительные отзывы поклонников Half-Life.

Кстати, стоит отметить, что Valve доверила Gearbox не только создание дополнений, но и поручила студии портирование самой Half-Life на PS2, с чем компания справилась на ура.

James Bond 007: Nightfire (2002)

Взявшись за создание очередного тайтла по бондиане, Gearbox поставили перед собой амбициозную цель — собрать все лучшее за последние 40 лет франшизы и отобразить полученную смесь в сеттинге, уровнях, и персонажах игры.

Если же говорить о более приземленных целях, то среди них можно перечислить мультиплеер на 32 человека, разнообразие геймплейных механик и полное погружение в мир Джеймса Бонда, которым на этот раз выступил актер Пирс Броснан.

Интересно, что консольные версии игры очень сильно отличались от версий для PC. Речь идет не только о технических характеристиках, но и о смене сюжета, отсутствии в PC-версии определенных уровней или даже конкретных геймплейных механик.

«Мы хотели подчеркнуть сильные стороны каждой платформы, так что во всех версиях можно найти различия в управлении, расположении уровней и геймплее. Играя на PC, вы не получите уровни с автомобилями, однако только в данной версии есть мультиплеер», — рассказал продюсер Nightfire Майкл Кондрей.

После релиза игру ждал большой коммерческий успех, чему, само собой, помог выход фильма «Умри, но не сейчас» в том же году, отпраздновавший 40-летний юбилей кинофраншизы.

Критики сошлись во мнении, что Nightfire смогла использовать сильные стороны GoldenEye, но представить более интересную сюжетную линию, нежели в знаменитой игре 1997 года.

Серия Brothers in Arms

Brothers in Arms стала первой самостоятельной серией Gearbox Software. До этого компания шесть лет набивала руку либо на портировании игр для других студий, либо на создании оригинальных тайтлов, но в чужих вселенных. В какой-то момент разработчики решили, что готовы предложить индустрии что-то исключительно свое.

В итоге в 2005 году Gearbox Software представила Brothers in Arms, которая оказалась тактическим командным шутером в сеттинге второй мировой войны. Игра рассказывала историю о приключениях 502-го пехотного полка в Нормандии, основанную на реальных событиях.

После крайне успешного релиза Brothers in Arms: Road to Hill 30, который расхваливали за увлекательный геймплей и называли новым словом в жанре военных шутеров, Gearbox выпустила сиквел. При этом сделала она это спустя лишь семь месяцев после дебютной части.

Earned in Blood не предложила публике ничего принципиально нового, однако на тот момент игроки были только рады получить новую порцию увиденного в Road to Hill 30.

Когда же в 2008 году вышла Hell’s Highway, которая также не сильно отличалась от предшественниц, публика отреагировала уже гораздо сдержанней.

Стоит отметить, что всего за десять лет своего существования серия расплодилась до трех основных и восьми второстепенных тайтлов на разных платформах. Не так давно Gearbox даже принялась разрабатывать четвертую часть Brothers in Arms: Furious 4. Позже она превратилась в совершенно другой тайтл под названием «Furious 4», а затем и вовсе была отменена, правда некоторые ее игровые механики достались Battleborn, которая вышла в 2016.

Duke Nukem Forever (2011)

Само собой, не Gearbox придумала Duke Nukem, но именно она спасла серию от исчезновения. В 2010 году компания выкупила права на Duke Nukem Forever у 3D Realms, выпустив ее уже на следующий год после разработки длиною в четырнадцать лет и сорок четыре дня. Самое интересное, что основатель Gearbox Ренди Пичфорд работал над Duke Nukem Forever еще под эгидой 3D Realms в 1997 году, когда и покинул компанию.

«Перед тем, как основать Gearbox Software, я ушел работать в другую студию, которая успела открыться, пожить, и умереть, а 3D Realms все еще продолжали разрабатывать новый Duke Nukem, — рассказал Пичфорд. — Мы уже успели выпустить Brothers in Arms и Borderlands, а они все продолжали пытаться, пока в конечном итоге у них не закончились деньги».

Собственно, на этом тайтле серия и остановилась, если не считать ремастер Duke Nukem 3D: 20th Anniversary World Tour, который Gearbox выпустила на правах издателя и, помимо новой музыки и врагов, включила в него пятый эпизод.

Когда же тайтл, наконец, добрался до полок магазинов, он был жестоко растерзан критиками. В каком-то смысле это неудивительно — фундаментальные идеи игры просто не смогли соответствовать современной игровой индустрии.

По словам же Пичфорда, можно считать чудом сам факт, что игра вышла вообще, ведь Gearbox практически не принимала участие в разработке, а просто пришла на помощь 3D Realms, когда у нее начались войны с издателем. Саму же игру по большей части заканчивали уволенные сотрудники 3D Realms, для которых завершить Duke Nukem Forever было делом принципа, независимо от реакции общественности.

Aliens: Infestation (2011) и Aliens: Colonial Marines (2013)

Идея разработать игру во вселенной «Чужих» появилась у Gearbox после беседы креативного директора компании Брайана Мартелла с режиссером самого первого фильма франшизы Ридли Скотта.

Изначально планировалось сначала выпустить Aliens: Colonial Marines, а затем в качестве поддержки добавить Aliens: Infestation для Nintendo DC. Тем не менее, по разным причинам позже они поменялись местами.

Infestation представляла собой крепкий сайд-скроллер с картой, выстроенной по принципу метроидвании, в котором главной особенностью геймплея стала возможность перманентной смерти. В случае гибели всех четырех персонажей игроку приходилось начинать кампанию заново. К счастью на карте было расположено еще 15 героев, для каждого из которых сценаристы прописали свой характер и диалоги.

Если Infestation была принята довольно тепло благодаря ее удачному дизайну и близкой к оригинальным фильмам атмосфере, то шутер от первого лица Colonial Marines был разбит в пух и прах всем игровым сообществом.

Возможно, одной из причин провала Colonial Marines является тот факт, что игру по кусочкам собирали, как минимум, три студии, не считая самой Gearbox, начиная еще с 2007 года. В 2009 компания собиралась выпустить Borderlands и решила бросить на ее разработку основные силы.

Когда Colonial Marines все-таки добралась до игроков, ее ругали практически за каждый аспект геймплея. Не считая небольших комплиментов относительно мультиплеера и опять-таки атмосферы тайтла, игре досталось за ужасно слабый ИИ противников, бесконечные гличи и однотипные уровни.

Больше же всего Colonial Marines критиковали за тот факт, что визуальная составляющая в ней значительно уступала уровню, продемонстрированному в демо несколькими годами ранее, что оказалось одной из издержек запутанной разработки.

Battleborn (2016)

Еще одной большой неудачей Gearbox стал онлайн-шутер Battleborn, который пополнил популярный в настоящее время жанр hero shooter.

После успеха с cel-шейдингом в Borderlands разработчики решили на этот раз придать игре внешний вид утренних американских мультфильмов из 80-х.

«Мы хотели взять лучшие элементы 3D- и 2D-анимации и смешать их словно в блендере. Все наши спецэффекты были прорисованы вручную под руководством ветерана индустрии анимации Мишеля Ганье», — рассказал арт-директор игры Скотт Кестер.

Главной трагедией всей истории этого тайтла стал тот факт, что спустя две недели после релиза Battleborn вышел огрмоный хит от Blizzard, а именно Overwatch — можно сказать, король жанра hero shooter.

Если во время запуска Battleborn насчитывала около 12 тысяч активных игроков, то уже через два месяца их было не больше тысячи. Собственно, через год данный показатель упал до сотни, а сейчас, если верить Steam Chats, в Battleborn играет в среднем не больше пятнадцати человек в день.

Gearbox хотели исправить ситуацию микротранзакциями и режимом free-to-play, но уже в 2017 году объявили о прекращении каких-либо дальнейших разработок, связанных с Battleborn.

***

Помимо Borderlands и вышеперечисленных тайтлов Gearbox Software не редко портировала игры других разработчиков на те или иные платформы, независимо от жанра тайтлов. На их счету, например, перенос Tony Hawk's Pro Skater 3 на Windows и OS или Halo: Combat Evolved на Windows.

Также периодически Gearbox функционирует, как издатель. Компания выпустила от своего имени такие игры, как, We Happy Few, Homeworld: Deserts of Kharak или Risk of Rain 2, который сейчас находится в раннем доступе.

Что касается будущих проектов Gearbox Software, то, скорей всего, сейчас ее внимание будет сосредоточено на вышедшей Borderlands 3.